Моя VR-история: от Cardboard-а до наших дней

Часто спрашивают:

-Какой у тебя нынче VR комплект? На чем сейчас сидишь, —  и всё в таком роде.

К тому же, я заколебался в старых постах ставить ссылки на новые, когда обновляю очередной шлем. Теперь буду ссылаться на этот пост. В нем я расскажу, как пришел в VR с какими девайсами взаимодействовал, и что будет дальше. Большая часть обзоров уже давно есть на сайте, так что, тут будут по большому счету, фотки и комментарии + ссылки на сами обзорные посты. Ну мало ли, может кому будет интересно, да и пусть будет для истории, тем более, что скоро пять лет, как я слежу за темой)

Краткое содержание: Boxglass -> Baofeng Mojing III+ -> OYO Y4 -> Baofeng Mojing S1 -> Homido V2 -> Pimax 4K -> Oculus DK2 + Razer Hydra —> Oculus rift CV1 + Touch -> Oculus Rift S

Инфографика

Эволюция моих VR шлемов (картинка кликабельна)

Напомню, что Homido v2 я не покупал «за свои», мне его прислали на обзор. А теперь — подробнее.

Мои первые виар-очки: картонный BoxGlass (март 2015-го)

Как и многие, кто родились в 80-х годах прошлого века, я еще с детства интересовался VR. Ну как интересовался — все же смотрели например, Газонокосильщика? А вышел он в 1992-м году, но уже тогда будоражил воображение тем, что ждет нас в будущем. Сам я его смотрел еще в средней школе, году в 94-95м, точно уже не помню, конечно, но идеи, которые они показывали там, запомнились на всю жизнь. Дальше фильмов про VR стало еще больше. Посмотрите всё из того списка, если вдруг что-то пропустили.

Потом были первые компы, универ, работа, и вобщем-то, я успешно забыл про VR. Будущее всё никак не хотело наступать. Потом появились смартфоны.

И вот, в марте 2015-го я узнал про Cardboard — когда телефон вставляется в картонную хрень, которая дает 3D картинку и там же можно вертеть головой. Типа, вот она, виртуальная реальность для бедных!

-Какая-то дичь, подумал я.

А потом задумался. А что, смартфоны уже у всех, там есть гироскоп, неплохие экраны, почему бы и нет? Тут надо добавить, что сам Cardboard Гугл показали еще весной 2014-го, так что, можно сказать, что я на год проспал рождение современного VR. Не было еще ни Окулусов — они только собирали деньги и рожали свои первые девкиты, ни Вайвов — они тоже еще готовились к выходу. А Cardboard уже был и даже на Алике их были уже кучи, но пока что — картонные, по баксу и дороже.

Однако, идея так меня захватила, что я не стал ждать и заказал свой первый Cardboard в РФ, за 700 рублей, включая быструю доставку за несколько дней:

Boxglass — мои первые VR очки

Более подробно можно почитать пост про эти очки. А здесь — краткие впечатления.

Сначала, конечно, вау! Хотя, из приложений там были примитивные горки, вроде таких, или таких. Кроме того, у меня на тот момент был телефон без гироскопа и с экраном 720 р — Huawei Honor 3c. А сам БоксГласс не имел никаких настроек для линз или крепления на голову, от чего вся эта затея превращалась максимум в аттракцион на десять минут. Друзьям показывал — тоже сначала — вау, потом — что-то мутно, ну нафиг!

В итоге, первое знакомство с картонным VR, хотя и показало, как это может работать, в целом не состоялось. Я отложил картонку в ящик стола и снова забыл про VR еще на некоторое время.

Baofeng Mojing III+ — второй пластиковый Cardboard (ноябрь 2015-го)

Через полгода я снова вспомнил про VR, как раз, когда наступала распродажа на Алике, та, которая 11-11. Раньше, или как раз тогда, я нашел тему на 4PDA про VR устройства, без сомнения, именно она оказала на меня большое влияние далее. На тот момент в топах был Баофенг 3+, это уже было второе поколение VR устройств! Его то я и заказал 11-11-2015 за 2800 рублей!

Комплект Baofeng Mojing III+ — мой второй VR комплект

Подробный пост и больше фоток — в этом посте, а здесь — суть. Самая главная фишка Баофенга даже не его пластиковость и наличие креплений, а то, что тут были регулировки для глаз — и межзрачковое расстояние и расстояние до экрана. Вобщем, тут уже можно было подстроить всё под своё зрение. И вот тут я уже начал изучать то, что было в Гугло-маркете для Карбордов. Но, опять же — длилось это не долго, так как — в телефоне не было гироскопа. И мне доступно было только вот это, а там немного и весьма уныло. Да, с Баофенгом я заказал и мелкий джойстик, который более-менее расширял сценарии использования этой штуки, но не так, чтобы сильно.

Еще пробовал смотреть 3D фильмы, и даже штуки три посмотрел, но — сетка сильно мешала. Да, на 720 р сетка здорово мешает погружению в VR!

Я понял, что с этим телефоном никакого VR не выйдет, и заказал новый. В итоге, в январе 2016-го я получил свой Redmi Note 2, который, помимо прочего, имел гироскоп и FullHD экран! И вот тут пошла жара! Я потестировал многие игры из каталога, которые были недоступны мне до сих пор + фильмы стало смотреть куда комфортнее. А уж какой восторг был от Первого Квейка с джойстиком — это не описать словами! Показывал друзьям, многие прониклись и признали, что в VR действительно что-то есть.

Но, главным минусом Баофенга стало то, что приложения быстро закончились (тогда их было реально мало, потом завезли еще), к тому же — сам шлем был достаточно тяжелым, неудобным, давил на нос и прочее в таком роде. В итоге, он отправился следом за Боксглассом, пылиться куда-то на полку…

OYO Y4 — мои третьи VR очки (октябрь 2016-го)

Прошел почти год. Осенью 2016-го меня неожиданно заинтересовала разработка VR игр на Юнити, я даже слепил вот такую дичь. Изначально я пробовал всё это на том самом Баофенге, который описан выше. И тут я задумался, неужели за год не придумали ничего нового для VR? Oculus и Vive уже продавались, но стоили, как самолет, так что, я даже не рассматривал их к покупке, тем более, что у меня был морально устаревший комп.

Тот же Oculus DK2 я видел летом 2016-го в Москве, посмотрел в него и прикинул, что у меня дома не хуже связка) На 4PDA так и написал — нафиг Oculus, мобильный VR рулит!

Оказалось, что на тот момент хитом был уже Bobo VR Z4, который, по отзывам местных пользователей — был куда удобнее Баофенга. Так я заказал свой третий карборд, в октябре 2016-го, за 1929 рублей…

OYO Y4 (клон Bobo VR Z4) — сверху, в сравнении со старым Баофенгом

Подробный пост с фотками — вот он.

Человек со стороны скажет: Какая разница? Что то, что это — две коробки с линзами!

И это верно, но было главное отличие (нет, не в наушники) — OYO Y4 был реально в разы удобнее Баофенга. Он был легче, с удобным креплением и регулировками всего и вся, и даже — кнопкой нажатия на экран, которая довольно часто использовалась во многих приложения для управления, вместо джойстика. И он не давил на нос!

И вот тут начался рай, почти — у нас есть нормальный телефон и нормальный шлем, в котором уже реально можно было сидеть по паре часов, потому что удобно. Я понял, что пора — и, кроме разработки игр, на которую потом успешно забил — запустил сайт (релиз на 4PDA), на котором вы находитесь. Большая часть статей по мобильному виару написана как раз на связке: Redmi Note 2 + OYO Y4.

8 ноября 2016-го — день рождения сайта vr419.ru

Created on 2016-11-08

Где-то в то же время был создан и наш VR телеграм чат.

Тогда же я сделал подборки VR игр и приложений для смартфона. То есть, по большому счету, эти каталоги не обновляются с тех пор. Но, там и нечему обновляться, так как, на начало 2020-го — Cardboard мертв (вместе с Дейдримом). Написав про всё, что можно о мобилках, я просто сидел на своем OYO Y4 и ждал, чего еще годного выпустят наши китайские друзья.

И они придумали.

Baofeng Mojing S1 — мой четвертый Cardboard (март 2017-го)

А что они могли придумать, китайцы, если суть всё равно та же? Они увеличили линзы и поставили в свои новые шлемы линзы Френеля (линзы подобного вида сейчас стоят во всех больших ПК шлемах), Мне стало интересно, что за хрень, так я заказал свой еще один Баофенг за 2270 руб — 12 марта 2017-го:

Baofeng Mojing S1 снизу и OYO Y4 сверху

Подробный пост с фотками и описаниями — тут.

Чуда не произошло. Да, чуть вырос угол обзора за счет линз, только и всего. К тому же, добавились блики от линз Френеля, что весьма бесило, а еще стали видны края экрана в самом шлеме. Вобщем, я им особо и не пользовался можно сказать, хотя, как раз в нем пробовал стримить игрушки со Steam. Как и другие шлемы, я его продал в итоге.

Homido V2 — мой пятый Cardboard (апрель 2017-го)

В какой-то момент на 4PDA на меня вышел представитель Homido и предложил мне потестировать их шлемы — их тогда было два штуки — на условиях, что тот, который мне понравится, можно будет оставить себе. При условии, что вторая версия стоила 5к, я согласился, и мне прислали на обзор два шлема: Homido и Homido v2:

Homido V2 — VR очки под европейское лицо

Ссылки на пост про первую версию, и про вторую.

Опять же — чуда не произошло, это всё еще пластик и линзы. Да, эти очки оказались удобнее OYO Y4, в итоге я на них и перешел. Первую версию отправил одному из форумчан так же на обзор (привет, Сказочник-1984). В какой-то момент Homido-2 стали моими основными VR очками.

Но, не надолго.

Pimax 4K — мой первый ПК шлем (май 2017)

Как я писал выше, приложения на Cardboard весьма примитивны и надолго они не затянут. Есть еще фильмы, но опять же, годных 3D фильмов даже в 2020-м — не так, чтоб очень много. Вот мой список лучших 3D фильмов, на мой взгляд.

То есть, уже тогда, весной 2017-го я понял, что самое интересное в VR — это стрим с ПК, точнее, игры со Steam для VR. И я пробовал стримить их через RiftCat и Trinus VR (хотя, и раньше пробовал, конечно), но, в обоих случаях у меня в изображении на телефоне часто возникали «кубики», из-за чего вся идея была обречена на провал. Я даже потом обновил роутер до пятигигагерцевого Арчера, но, это всё равно не помогло. Разрабы RiftCat даже выпускали патчи именно для Redmi Note 2, но всё было тщетно.

Вобщем, я решил, что надо брать полноценный ПК шлем. Окулус и Vive уже были, даже консюмерские версии, но снов же — стоили как самолет. Тот же CV1 был по 600 баксов, насколько я помню, или даже 800, тут уточнять надо. И был Pimax 4K, который я заказал с Алика за 18 тысяч 22 апреля 2017-го года:

Pimax 4K — мой первый ПК VR шлем

Подробный пост про опыт использования можно почитать тут.

Почему Pimax 4K? Потому что, в разы дешевле, и сетка там была видна меньше, чем у конкурентов. Я напомню читателям из 2020-го и выше, что, на тот момент еще не было особо игр, где были нужны VR руки (точнее, они только начинали выходить), потому мне было пофигу и на то, что в Пимаксе не было позиционки и на то, что в нем не было контроллеров движения. На нем предполагалось играть в разного рода симуляторы на клаво-мыши и игры, поддерживающие геймпад.

Можете глянуть мой пред-обзор на ютюбе, там всё очень наивно и просто смотрится из 2020-го) Искусство лить воду целый час, не имея шлема на руках — могу, умею, практикую)

В целом я получил, что хотел — шлем, подрубаемый к ПК, отличную картинку и трекинг без рывков и задержек и в целом, возможность играть во всё, что я хотел на тот момент. Но, как всегда, без гемора не обошлось. Походу, у шлема был какой-то косяк с кабелем, в итоге, я подключал его и настраивал дольше, чем на нем играл. Ну, то есть врубаешь его — а он не пашет — вставьте HDMI. После месяца (!) переписок с ТП в скайпе и попыток решить проблему мы пришли к выводу, что надо возвращать шлем назад.

Так Pimax 4K поехал обратно в Китай, а мне вернули 16,5к, точнее, вернули всё, но полтора косаря у меня ушло на отправку шлема обратно. Ладно, что брал его с кешбеком, и он как раз всё покрыл.

Oculus DK2 + Razer Hydra — мой следующий VR комплект (лето 2017-го)

Pimax 4K, при всей его кривости и глючности, сделал важное — дал мне понять, что я не хочу возвращаться на мобилки и хочу именно ПК VR шлем. Так как, большие новые (на тот момент) шлемы стоили дофига, я, с помощью одного из форумчан с 4PDA купил старый DK2 за 13,5к, на бабки, которые мне вернули с Пимакса. Это было 27 июня 2017-го:

Oculus DK2 — фул-комплект

А почти месяцем раньше, 1 июня 2017-го, я купил Гидры, за 4300 рублей, еще у одного форумчанина. Гидры имели свой драйвер под Steam VR и могли заменить собой контроллеры движения, вроде тех же тачей, только подходили чуть ли не к телефонам и стоили дешевле, с DK2 они так же были совместимы:

Razer Hydra — руки для DK2

Подробный пост про использование всего этого барахла читайте тут.

Зачем покупать гидры до шлема? Ну, я уже твердо решил, что какой-то ПК шлем у меня всё же будет, а с гидрами там подвернулось удачное предложение, тем более, что на них можно играть и без VR и это довольно прикольный опыт.

Наконец-то я получил полноценный (на тот момент) ПК VR и хотя, игры там были весьма примитивные, это уже было очень круто! Погружение в VR усилилось, и я был очень доволен тем, что имею, так продолжалось пол года.

Кстати, именно DK2 подтолкнул меня к продолжению развития этого сайта и тогда, в ноябре 2017-го я завел здесь ПК VR блог. Вот первый пост на нем.

Да, так как я стал больше играть в VR, а качество игр росло, то, осенью 2017-го пришлось обновить видюху до 1060-й. Спасибо Озону, где я купил ее за 18к — и это на фоне хайпа вокруг майнинга крипты! Далее, помимо видюхи я еще и проц обновил — взял с Алика Феном 965й за 1,3к, при этом, продав свой старый Атлон за 1,5к через Авито.

Oculus rift CV1  — мой очередной VR комплект (декабрь 2017-го)

Наступила зима 2017-2018 года,  VR-игр становилось всё больше, многие из них требовали реальной подвижности, вроде того же настольного тенниса, Суперхота (где чуть ли не по полу надо было ползать) и прочего в таком роде. А гидры — они проводные же, что дико бесит и сковывает. В 40 см от базы они начинают дрожать, с ними не повертишься особо, да и провода там были короткие.

Те, кто ноет про то, что мешает кабель на шлеме — вспомните, что кто-то несколько лет назад играл еще и с проводными контроллерами)

К тому же, большие шлемы дешевели, те же новые Окулусы стали доступны баксов по четыреста,  появились WMR-шлемы, точнее, они были анонсированы, народ их массово стал брать в 2018-м. Зимой 17-го были только Oculus Rift CV1, Vive и PS VR. Всё на том же 4PDA один из пользователей написал мне что-то про VR, заодно рассказав, что у нас есть VR клуб в Брянске, и мол он там был, всё прикольно. Само собой, при первой возможности я туда зашел, это оказалось судьбоносным решением. Это было 20 декабря 2017-го года.

Перепробовав все три шлема: Vive, Oculus Rift CV1 и PS VR (для которого пришлось бы докупать приставку), я понял, что хочу только Рифт! Он был реально удобнее конкурентов, картинка в нем была лучше а тачи влюбляли в себя с первых минут, особенно, после гидр или тем более, вайво-палок, которые сразу показались мне неудобными. До похода в клуб я думал, что и мой комплект вполне себе топ за свои деньги, однако, вернувшись домой, я закинулся пивасом и полез на Avito искать подходящие предложения с продажей CV1. В итоге, нашел объяву, а товарищ из чата (привет, Сэм!) помог мне провернуть сделку и отправил шлем из Самары в Брянск. Вся сделка обошлась в 27 косарей, а я встречал новый 2018-й год с новым VR комплектом:

Oculus rift CV1 + Touch — наконец-то полноценный VR

Все подробности про Oculus Rift CV1 можно почитать в этом посте, и вот тут реально, счастью моему не было предела. Покупка оправдала себя на 100%, ведь теперь мне не мешали провода гидр, крутиться можно было на все 360 градусов и всё это отслеживалось и переносилось в VR. К тому же, на связке DK2+ гидры не работали многие игры, точнее, работали не так, как задумано, например, в той же Аризоне нельзя было нажать на грип и просто начать игру. Теперь весь этот гемор был побежден и я наконец-то увидел виртуальную реальность такой, как она была задумана разработчиками.

Когда я смотрел в апреле 2018-го «Первому игроку приготовиться«, я чуть не расплакался на сцене, где ГГ достает свой пафосный VR комплект, видимо, подобные чувства я испытывал, когда открывал эту огромную коробку с Oculus Rift CV1.

Oculus Rift S + Touch — мой текущий комплект на начало 2020-го года

А дальше я спокойно сидел на Oculus Rift CV1 полтора года, пока в марте 2019-го Oculus не анонсировали Oculus Rift S. Даже тогда у многих были сомнения, стоит ли обновляться, ведь, изменений было не так много: лучше картинка, новая система крепления и не нужны внешние сенсоры. А сенсоры меня бесили, в том плане, что дырки в стенах делать не хотелось, и приходилось крепить их на картинах (не спрашивайте!).

К тому же, после выхода Oculus Rift S в мае 2019-го, уже к июню на него появилось довольно много положительных отхывов, по сравнению с тем же CV1. В итоге, задушив жабу, я заказал S-ку за 31600 рублей 1 июля 2019-го года:

Два рифта: Oculus Rift CV1 слева и Oculus Rift S справа

Вот вам подробное сравнение Oculus Rift S и Oculus Rift CV1, если вкратце, то я доволен. Да, на S-ке пока хватает проблем, но софт пилят, проблемы решают.

Читатели из 2020-го и далее спросят: почему ты не взял Oculus Quest? Он же автономный и можно подрубить его к ПК!

Хорошо смотреть из будущего в прошлое. Про то, что Квест будет возможно подрубать к ПК по кабелю и про трекинг рук в нем же сказали только в конце сентября 2019-го на Окулус-Коннекте.

Но, там же итак был стрим по Wi-Fi?

Был и есть, но, если вы задаете мне этот вопрос, значит, не винмательно читали мою историю. Весь стрим по Wi-Fi у меня всегда оказывался гемором и я не хотел снова наступить на те же грабли. До Линка Oculus Quest был просто очередным мобильным шлемом с примитивными играми, стоящими по-конски, именно потому я сразу отмел вариант его покупки в июне 2019-го. Я очень рад за тех, кто выбрал Oculus Quest, очевидно, что дальнейшее развитие будет только на нем, но, даже сейчас, на начало 2020-го для ПК именно Oculus Rift S — лучший вариант.

Что дальше?

А дальше — сижу на S-ке. Oculus в ближайшие пару лет новых шлемов не обещал, они ушли в софт. Индекс есть, но он дико дорогой, на Vive вобоще не тянет. В идеале — дождаться какого-нибудь Oculus Quest 2, который будет и выше по производительности и без проблем подключаться к ПК. В том, что мы увидем нечто подобное в ближайших пару лет, я не сомневаюсь, вопрос цены устройства.

В любом случае, на начало 2020-го года Oculus Rift S лично я до сих пор считаю лучшим шлемом по соотношению цена/качество/возможности, если вам нужна игра именно на ПК. На этом пока и закончим.

П.С. Где все старые шлемы? Я их продал или раздарил друзьям, осталась только вот эта дешевая китайская дичь, для истории)

П.П.С. Кстати, в ноябре 2018-го, когда для Oculus стала обязательной поддержка на процах инструкций SSE 4.2, у меня встал выбор — или продавать CV1 нафиг и забить на VR, или — обновлять комп. В итоге обновил комп на 35к, и вот я всё еще с вами)

С вами был @Pavel419, до новых постов!

Читайте так же: