Содержание статьи (кликабельно)
- 1 Google Cardboard — с него всё началось
- 2 Google Daydream — покойся с миром
- 3 Samsung Gear VR — и он закрылся!
- 4 Подо что писали для VR в 2017-м
- 5 WMR (Windows Mixed Reality) — VR-среда от Майкрософт
- 6 Steam VR — самая популярная VR ПК платформа на сегодня
- 7 Подо что писали для VR в 2018
- 8 Oculus и его экосистемы
- 9 Подо что писали для VR в 2019-м
- 10 PS VR — виар для PlayStation 4
- 11 Прочее, о чем я не упомянул
- 12 Подо что для VR писали в 2020-м?
- 13 Подводя итог: а что с 2021-м?
- 14 P.S. 2022-й
Сегодня поговорим про самые популярные VR-платформы и VR-магазины: что было, что стало и куда всё это движется.
Эта информация будет полезна тем, кто выбирает свой первый (или очередной) VR шлем, ведь, сам по себе шлем без софта и поддержки в играх-приложениях — это просто кусок пластика с линзами и платами. И, если в какой-то момент развитие платформы остановилось, скорее всего, там уже не будет новых игр-приложений, что для владельцев шлемов на ней — весьма печально. Задумавшись о покупке VR-шлема, всегда задавайте себе вопрос: а во что я буду в нем играть?
Разработчикам эти знания так же будут полезны: какой смысл писать игру под платформу, которой пользуется пять процентов пользователей?
Какие VR-экосистемы живы и актуальны на сегодня — читайте в этом посте.
Приступим.
Google Cardboard — с него всё началось
Я уже много раз писал, что современный виар начался со шлема Google Cardboard, который представили в начале 2014-го года. Я узнал о нем в начале 2015-го и, как и многие тогда, был полон оптимизма, что вот сейчас заработает мобильный виар, выпустят под него кучу крутых игр и приложений и будет эта штука в каждом доме.
Телефоны есть у всех, купить коробку за пару баксов так же не проблема. Что же пошло не так?
Основная проблема «телефонного виара» в его достаточно низком качестве, по сравнению с ПК-шлемами или современными автономными шлемами вроде Oculus Quest. Здесь и плохой трекинг, и отсутствие позиционки с контроллерами движения. Чтобы понять, почему телефонный виар никогда не станет полноценной заменой «больших» шлемов, почитайте, как работает виртуальная реальность сегодня. Кроме того, полноценные VR шлемы стали понемногу дешеветь и становиться всё доступнее.
Читатель, который «в теме» скажет, что можно же к телефону Nolo VR прикрутить, например, и будет полноценный VR? Можно, с одной базой, странными контроллерами и ценником баксов в двести. Зачем эти рога, если за те же деньги можно сразу купить полноценный WMR шлем, с хорошим разрешением, трекингом, позиционкой и «руками»?
Так или иначе, Cardboard не взлетел. Прямо сейчас открываем Гугл-плей и что мы там видим? А видим мы там примерно всё то же, про что я писал в конце 2016-го, когда начинал делать этот сайт. Серьезно, чуть ли не весь мой каталог мобильных VR игр — всё еще там) То есть, за четыре года — никакого прогресса. И его не будет, кто будет писать под мёртвую платформу.
Тем не менее, Cardboard своё дело сделал — популяризировал VR в массы, насколько это возможно и даже сегодня, в 2020-м, кто-то начинает свое знакомство с VR именно с «картонки» (или ее пластиковых аналогов). Да и не было бы этого сайта, не будь у меня Карборда.
Кстати, хотя, «картонка» мертва, идеи ее живут. Лень искать новости, но, что-то подобное замутили для Свича, смотрите, какая дичь (еще и стоит несколько десятков долларов):
Ладно, попрощались с Cardboard-ом, идем далее.
Google Daydream — покойся с миром
Понимая, что Cardboard — это VR весьма низкого качества, Гугл решил улучшить это, и запустил в конце 2016-го DayDream, платформу, которая должна была решить часть недостатков Карборда. Здесь устройства должны были выдавать стабильные 60 FPS, качество графики в играх должно было стать в разы выше, а так же добавлялся один контроллер с тремя степенями свободы для использования в играх и приложениях, обязательный контроллер.
И снова — всплеск оптимизма про то, как теперь заживем, и каким крутым станет мобильный VR. Но, уже в конце 2019-го вышла новость о том, что DayDream — всё. Почему же?
С одной стороны, проблема в поддержке устройств. Официально DayDream можно было завести только на флагманах самого Гугла и еще нескольких телефонах. Понятно, что умельцы его и на калькуляторах запускали, правда, качество работы там было так себе. Кроме того, проблема была в обязательном наличие контроллера движения, который, в отличие от того же Cardboard стоил на Алике косарь-два, что, вроде бы и не дорого — но не дает тебе попробовать работу DayDream «здесь и сейчас», без месячного ожидания посылки из Китая.
Да, умельцы использовали в качестве такого пульта даже второй смартфон с гироскопом, но это были такие костыли, которые годились разве что для тестов. Полноценно играть вот так было нереальано:
Хотя, DayDream мёртв, уже существующие приложения там работают до сих пор, просто — новых никто писать не будет, как и для Карборда. А новые гугло-фоны уже не будут поддерживать эту платформу. По сути, закрытием DayDream Гугл показал, что потерял интерес к мобильному VR. Впрочем, это не первый раз, когда Гугл запускает крутые проекты и не доводит их до ума.
Samsung Gear VR — и он закрылся!
После презентации Гугла, (ну как после — в конце 2014-го года) свои мобильные VR очки представили Samsung-и, а вместе с ними и VR платформу: Gear VR.
Они были похожи на то, что в дальнейшем пытался сделать Гугл с «Дейдримом», работали только с некоторыми моделями Самсунгов, и имели некую электронику, например, встроенный точный гироскоп, а так же — контроллер движения.
Из важного: делали они это всё в содружестве с Oculus, который тогда еще не имел потребительских шлемов VR. На сегодня ссылка на магазин из главного меню сайта Oculus уже убрана, но, сам магазин всё еще доступен у них на сайте. И, подобно DayDream, осенью 2019-го было объявлено, что платформа Gear VR больше развиваться не будет, «гир сделал своё дело, гир может уходить».
Вобщем, не стоит на сегодня покупать «гирю» или делать игры под нее же, если только у вас не подходящий смарт от Самсунга, и сам шлем вам предлагают совсем за копейки.
Подо что писали для VR в 2017-м
Тут предлагаю сделать паузу и глянуть, какие VR-платформы были в приоритете у разработчиков на начало 2017-го года (тут и далее, источник диаграмм — uploadvr.com):
Как можно видеть из картинки, на три закрывшиеся платформы, о которых мы говорили выше, приходится аж 38%! Что не так уж и плохо, но — это был 2017-й, точнее, его начало…
Идем далее.
WMR (Windows Mixed Reality) — VR-среда от Майкрософт
Подробнее, что это за шлемы, можно почитать в моем обзоре или на Вики, а в рамках данной статьи нужно знать, что это ПК-VR платформа, которую придумал «Майкрософт» и запустил в 2017-м году. Изначально говорилось, что там будут какие-то свои особые приложения, завязанные на «смешанную реальность» (ведь у шлемов на этой платформе было по две камеры, которые могли показывать внешний мир прямо в шлем), был свой стартовый виртуальный дом («Клифхауз», если не ошибаюсь), и так далее.
Однако, по факту, кроме пары тройки свои игр, название которых сейчас кто-то вряд ли вообще вспомнит, там больше ничего и не было/нет/и не будет. И, если бы туда не добавили совместимость с играми из Steam VR (о которых мы поговорим далее) — эти WMR шлемы вообще были бы никому нафиг не нужны.
С этой статистикой вообще странная вещь. Пару недель назад там была та же картинка, только у WMR вобще было 4,75% Видимо, что-то пересчитали, ну и Космос тут добавился.
WMR-шлемы берут и сегодня, но, надо поинмать, что, как платформа — WMR так же мертва. По отзывам пользователей, она практически не обновляется, сам Майкрософт на нее «забил», совместимости с WMR не будет даже у новых х-боксовых консолей. И, только совместимость со Steam VR позволяет ей оставаться на плаву. К тому же, не все разработчики адаптируют свои игры и приложения под WMR, что часто вызывает ненависть WMR-щиков на Steam.
Если вы разработчик и думаете, какой шлем взять для разработки VR приложений, я бы не рекомендовал WMR. Хотя, они и дешевые, но, из популярных VR платформ эта — самая дохлая. Смотрите в сторону Oculus или Vive / Valve Индекс.
Steam VR — самая популярная VR ПК платформа на сегодня
По крайней мере, у русскоязычного VR-сообщества.
Steam VR — это VR-платформа, которая доступна на всех текущих ПК-шлемах. Ради игр на ней, по сути, народ эти шлемы и покупает. Но, именно родными для нее являются HTC Vive во всех его вариациях и новый Valve Index. Подобно обычному Steam, тут множество игр, как недорогих, так и ААА-проектов, к тому же, часто бывают выгодные скидки и распродажи, и есть региональные цены. Много полезного про Steam можно узнать из этой моей заметки, тут же скажу, что, если ваш VR шлем не поддерживает игры на базе Steam VR — можно смело выбрасывать его на помойку)
Но, они поддерживают. WMR получили поддержку Steam VR, Oculus так же работает со Стимом. Более того, многие приложения из Стима запускаются в Oculus напрямую, «нативно», минуя собственно, прокладку в виде Steam VR — и это хорошо.
Вобщем, что тут распинаться, лучше почитайте мой пост с подоборками лучших VR игр для ПК, большая часть там как раз со Стима.
ВАЖНО: если вы решили купить какую-то неведомую китайскую хрень, или древний VR шлем, обяазательно уточняйте их совместимость со Steam VR! Иначе это будут просто в пустую выборошенные деньги.
Подо что писали для VR в 2018
Время еще одной картинки с опросом разработчиков в начале 2018-го года. Посмотрим, чем занимался народ в это время:
Здесь добавилась строчка «не интересуются разработкой под VR/AR» — 47%. В этом же время видим, что интерес к мобильным платформам начинает падать.
Oculus и его экосистемы
И их тут сразу три, каждая связана со своим шлемом, которые, однако, различны между собой:
- Магазин Oculus Go (автономный шлем с один контроллером типа Samsung Gear VR и тремя степенями свободы);
- Магазин Oculus Quest (автономный шлем с двумя контроллерами и шестью степенями свободы);
- Магазин Oculus Rift S (полноценный ПК шлем, подключаемый к ПК по проводу).
В чем суть. У Oculus сейчас есть три VR шлема и все они различны между собой. И магазины для них различны между собой. Более того, если вы купили игру/приложение на Oculus Go, вам так же придется, возможно, докупать ее для Oculus Quest (это зависит от жадности разработчика, некоторые всё-таки делают свои игры кросс-платформенными).
На картинке в начале показан Oculus Rift CV1, но ПК-магазин полностью совместим как с Oculus Rift CV1, так и с новым Oculus Rift S, потому что, по сути, это тот же шлем, только с улучшениями. К тому же, с недавнего времени вся библиотека с ПК доступна и для Oculus Quest, если докупить специальный кабель и завести Oculus Link.
Oculus Go по недавним новостям «завершил свой жизненный цикл», по сути — он остается шлемом для потребления 3D, VR и панорамного контента и простых игр, и скорее всего, ничего нового там уже не выйдет. В то же время разработчики сосредоточиваются на хитовом «Квесте», продажи которого в США бьют все рекорды и вобще он там уже распродан до февраля.
Главная проблема экосистем Oculus для нас, росскийских пользователей, в том, что там нет региональных цен и одна и та же игра зачастую может стоить в разы больше, что в ПК магазине Oculus, что ее версия для Oculus Quest, чем в том же Стиме.
Берем хитовый БитСайбер: Steam — 515 руб, ПК магазин Oculus — 30 баксов, магазин для Oculus Quest — 30 баксов. И, если у вас нет Линка, а Битсайбер в Steam уже куплен — покупайте его для Квеста второй раз, за тридцать баксов, никакой кросс-платформенности. Я не удивлюсь так же, если его придется купить второй раз, даже если он куплен у вас в ПК-шной библиотеке Oculus за те же тридцать баксов.
И так — практически с любой игрой, которая есть в Steam и есть в Oculus-сторах. Да, для Oculus есть клевые эксклюзивы по 30-40 баксов, которых больше нигде нет (на других шлемах их так же можно запускать, гуглим «ReVive»), но, если игра есть на обоих платформах — берите ее в Steam. К тому же, не всё есть в Oculus-магазине. Где Скайрим VR, где No Man’s Sky, где BONEWORKS, в конце концов? Официально их нет в Oculus-сторе!
С другой стороны, если вы разработчик, то писать под Oculus (что Oculus Quest, что Oculus Rift S) имеет смысл, ведь цены тут весьма высокие, а значит, и потенциальная прибыль будет выше. Но, надо поинмать, что при имеющемся дешевом Cтиме еще большой вопрос, где будет больше продано копий. Тот же Бонворкс собрал в легкую больше трех лямов баксов + продался тиражом выше ста тысяч копий, в Oculus-сторе его пока что вообще нет…
Главный вывод: игры и приложения Oculus пока что более чем актуальны и живее всех живых.
Подо что писали для VR в 2019-м
Уже почти наши дни, точнее, какие платформы интрересовали разработчиков уже год назад, а в это время на рынок выходят все основные текущие платформы: WMR есть, продажи Oculus Quest начнутся в мае, Oculus Go уже во всю продается год как. Посмотрим:
Как видим, тут еще даже мобильные платформы из начала статьи есть, но, я напомню, что про их закрытие объявили уже в конце 2019-го года, так что — дальше их быть не должно. Если отбросить «Хололенс» и «Меджик Лип» — два пока что явно не коммерческих устройства, видим, что после Vive (читай — Steam VR) разарбам интересны как раз еще не вышадший на тот момент Oculus Quest и обычный проводный Oculus Rift.
PS VR — виар для PlayStation 4
Это еще одна, своя экосистема VR приложений, совместимая только с приставкой PlayStation 4. По последним данным, комплектов PS VR по всему миру продано более пяти миллионов, и ценник на игры там космический, что делает ее весьма привлекательной для разработчиков. Это видно даже из диаграмм, которые я привожу в этой статье.
Я не буду обсуждать плюсы и минусы PS VR, это тема другой статьи, но тут нужно вообще упомянуть, что она существует. Там так же, как и у Oculus, есть свои эксклюзивы и часто бывает, что некоторые игры вроде Скайрима или Борды выходят там на полгода раньше, чем на ПК. Но, ровно таким же образом, там нет многих популярных игр со Steam. А с учетом цен на плойко-игры, я бы всё таки выбрал Steam, как пользователь.
А сейчас еще глянул лучшие VR игры за 2019-й на PS VR, там чёт вобще печаль-беда, не считая No Man’s Sky…
Прочее, о чем я не упомянул
ВайвПорт — самый бессмысленный VR магазин на свете, как по мне. Это — официальный магазин для шлемов Vive, не путать его со Steam. Как-то в нашем чате в «телеге» народ спрсоил:
имеет ли смысл покупать подписку Vive Infinity за 990 руб. в месяц?
Признаюсь честно, я до того ВайвПорт устанавливал только один раз — чтобы скачать недоступный на тот момент Ready Player One: OASIS (сейчас он уже давно доступен в Steam). Я заинтересовался темой, пошел глняуть, что они там предлагают за эти деньги (да еще две недели бесплатно!). Да, там доступно около двухсот игр (а нет, уже даже шестисот, пишут), но что это за игры? Я открыл список своих VR игр по часам проведенным в них и начал искать…
No Man’s Sky — нет, Skyrim VR — нет, Euro Truck Simulator 2 — нет, BONEWORKS — нет, Hellblade: Senua’s Sacrifice VR Edition — так же нет. Блин, тут нет даже культового Beat Saber, ради которого многие вообще шлемы берут! Зачем существует эта дичь, разве что для того, чтобы доить неопытных новичков?
Ладно, я смог найти Racket Fury — отличный настольний теннис и Arizona Sunshine — неплохой зомби-шутер. Вот в них можете поиграть за эти бесплатные две недели «Инфинити». Я даже не знаю, что там еще можно рекомендовать, смотрите по рейтингам, очевидно, что там будет казуальная инди-дичь. Ладно, может быть я и сгущаю краски и там есть какая-то еще годнота, но блин, зачем вам ВайвПорт, если всё это есть и на Steam-е? Кроме того, у них существует китайская версия сервиса, а вот со Стимом в Китае не очень, но — мы то не китайцы, у нас есть выбор, и этот выбор — Steam.
Ну, и раз уж упомянули про китайцев, а знаю, что у Пимаксов есть свой магазин приложений для их шлемов, но, нам он, опять же не интересен.
Подо что для VR писали в 2020-м?
И вот вам заключительная на сегодня картинка: подо что планируют писать разрабы в 2020-м:
Oculus «тащит», причем, что интересно, в первую очередь именно мобильный автономный Oculus Quest. Рискну предположить, что Oculus Rift S — это вообще последний проводной ПК шлем Oculus и далее будет какой-то «Oculus Quest 2» на базе, например, платформы Snapdragon XR2, который будет и автономным, и с возможностью стрима по Wi-Fi с ПК (это и сейчас доступно, только будет официально и без «костылей»). А значит, всё, что написано сейчас и еще будет написано под Квест — там так же пригодится в будущем.
Как и ожидалось, мобильных платформ больше нет, зато есть энтузиасты, которые собрались что-то писать под конкретные модели WMR шлемов, что у меня вызывает пока что только недоумение, но посмотрим, что они там напишут. Ну а Vive и Valve Индекс (Steam VR) — впервые уступили свои позиции Oculus-ам. Посмотрим, что выйдет в итоге.
Подводя итог: а что с 2021-м?
Я оказался прав в последних двух абзацах, которые писал еще в начале 2020-го.
Oculus Quest 2 действительно выпустили осенью 2020-го и уже сейчас видно, что это однозначный хит (официально продажи новинки превышают продажи первого Квеста в пять раз). Oculus Rift S оказался последним проводным шлемом от Oculus и его производство прекратят уже в начале этого года.
Классной картинки с сайта Аплод VR у меня для вас нет, но есть статистика со Стима на конец 2020-го года. Ну и Реверб 2 походу, не спасет WMR, т.к. с трекингом там снова налажали. Так что, Oculus, а точнее, Фб — всех съест:
P.S. 2022-й
А тут всё просто. Сейчас, на лето 2022-го в лидерах Quest 2, в Стиме это 48% пользователей с виаром, а самих квестов продано уже около 15-ти лямов штук:
При условии, что по большей части, игры между первым и вторым Квестами совместимы, то очевидно, что народ сейчас пишет под них. Когда-то выйдет PS VR 2, возможно, он что-то изменит, но, это будет еще через год-два, не раньше…
На этом всё, надеюсь, заметка была кому-то полезна и поможет вам сделать верный выбор в будущем.
С вами был @Pavel419, до новых постов!