Почему я решил обновиться на Oculus Quest 2

Содержание статьи (кликабельно)

Вступление

Пока по мне едет посылка с новым Квестом (2), дабы скрасить ожидание, я решил рассказать о том, почему решил обновиться на него со своего текущего Oculus Rift S, который на данный момент я уже успешно продал. Рассмотрим плюсы и минусы новой модели в сравнении с проводными шлемами, возможно, кому-то эта писанина поможет сделать осознанный выбор.

Важно: это не полноценный обзор, это просто мои мысли по поводу перехода на это устройство, сам обзор, вероятно, будет после того, как шлем будет у меня на руках. Про все мои прошлые VR шлемы можно прочитать тут.

Итак, 16 сентября 2020-го Цукерберг представил публике Oculus Quest 2, с разрешением 1832*1920 пикселей на глаз и новым процессором Snapdragon XR2, разработанным именно для VR устройств.  Кроме того, у шлема меньше вес, чем у прошлого квеста, улучшены тачи, уменьшен размер и так далее:

Oculus Quest 2 — рендер

Стоят ли все эти новшества обновления на этот шлем? Давайте посмотрим на плюсы и минусы, которые мы получаем по сравнению с тем же Oculus Rift S (я рассматриваю сейчас именно его, как самый доступный и вменяемый по цене ПК шлем на данный момент).

Если у вас уже есть первый Квест, не думаю, что вам срочно нужно обновляться, речь про владельцев рифтов и более старых моделей.

Плюсы Oculus Quest 2

Автономность

Как и с первым Квестом, для работы второго Квеста вам вообще не нужен ПК! Т.е. там есть свой магазин приложений, которые вы ставите прямо в шлем и играетесь, всякие битсайберы, вр-чаты, вот это всё (про приложения еще отдельный пост будет). Да, это по большей части мобильные приложения, но, некоторые из них вполне себе ничего. А если учесть, что кто-то вобще шлемы берет только из-за БитСайбера, то Квест — их лучший выбор.

Это ж круто, играть во всякие покеры-теннисы-социалки только по щелчку пальца, вообще не используя комп! Сел в кресло и погнал.

Вес и размер

Кто бы что не говорил, но Oculus Rift S это та еще бандура на голове, хотя и с удобным креплением. В то время как Oculus Quest 2 это по сути старый добрый Cardboard и телефон, т.е. он будет более компактным и удобным в этом плане.

В Твиттере народ уже вовсю хвалится новыми шлемами

Официальное подключение к ПК

Я имею ввиду именно официальный Oculus Link, а не решения от каких-то Васянов, которые сегодня работают, а завтра нет. Да, Линк пока в бете, но в конце осени они должны его оттуда выпустить. Про качество будет далее, но технически возможность играть на этом шлеме в большие ПК игры есть уже сейчас.

Еще когда год назад на Коннекте анонсировали Линк, многие решили, что теперь Oculus Rift S превратится в тыкву. Не превратился, по сравнению с первым Квестом (да и со вторым в какой-то степени) у него достаточно плюсов, чтобы даже сегодня быть лидером в Стиме среди VR шлемов:

Статистика по VR шлемам в Steam на сентябрь 2020

Однако, я более чем уверен, что если бы они в 2018-м при анонсе первого Квеста сказали, что там будет подключение к ПК, многие, и я в том числе, скорее всего, не стали бы обновляться на S-ку вообще и просто сидели на своих CV1 в ожидании Линка. Но, тогда это выглядело, как Oculus Rift S для ПК и Oculus Quest как автономный шлем, с ПК ничего общего не имеющий, потому все ПК-шники (ладно, не все — многие) брали S-ки.

Сегодня Oculus говорит, что ПК-шлемов они делать больше не будут, но будут далее развивать Линк, чтобы выжать максимум из возможностей Oculus Quest 2. А там есть из чего выжимать…

Увеличенное разрешение и минимальный скриндор

На презентации говорили, что в новом Квесте на 50% больше пикселей, чем в старом! Вот это да! Но еще круче, если мы сравним экраны Oculus Quest 2 и Oculus Rift S, а там это:

Oculus Rift S: 2*1280*1440 = 3 686 400 пикселей
Oculus Quest 2: 2*1832*1920 = 7 034 880 пикселей

Т.к. матрицы у экранов идентичны, то сравнение вполне корректно. Т.е. у нового Квеста в два раза больше пикселей, чем у S-ки! Это самый большой скачек по разрешению среди всех Oculus-ов за всё время. По сути, мы имеем в шлеме 4к-экран, правда, не весь он задействован:

Сравнение разрешений у шлемов Oculus

По большому счету, Oculus Quest 2 проигрывает тому же новому Ревербу всего 30%, там 9 лямов пикселей, но дает большой скачек на сравнению с тем же Oculus Rift S.

В принципе, даже уже имеющиеся отзывы говорят, что со скриндором там всё ок, народ вон уже Пимаксы собрался продавать ради нового Квеста (а как же большой FOV)?

Первые отзывы на новый Квест

Частота обновления экранов 90 Гц

Как у нормальных больших шлемов. Да, на старте это залочено, но они обещали всё протестировать и открыть для широких масс. В том числе, и при работе через кабель на ПК. Напомню, что на первом Квесте было 72 Гц, а у Oculus Rift S — 80.

Полностью беспроводной шлем*

Еще на первом Квесте народ через Virtual Desktop умудрялся играть в ПК игры (работающие на базе Steam VR по крайней мере) без проводов, только по вайфаю. Я не зря поставил звездочку, т.к. для этого надо нормальный роутер, незабитый канал, и вообще, чтобы звезды сошлись, как надо.

Но есть нюанс, этот стрим неофициальный и запускается через режим разработчика и пропатченный Virtual Desktop. Кроме того, сегодня эта возможность есть, а завтра ее могут прикрыть, так что, надо понимать, что то, что это работает сейчас не значит, что оно так же будет работать завтра. Хотя, сам разработчик Virtual Desktop уже протестировал стрим в 90 Гц на новом Oculus Quest 2 и всё там говорят, отлично работает.

В любом случае, сами разрабы Oculus говорили о том, что работают над своим вариантом полностью беспроводного подключения шлема к ПК и я очень надеюсь, что они родят это во второй версии шлема, а не в третьей. Тем более, что там есть шестой вайфай, его должно хватить по идее.

Поддержка и развитие продукта

Которого не будет у Oculus Rift S. Более того, с начала следующего года Oculus прекращают производство рифтов вообще. Все новые фишки и софт будут допиливаться именно для Oculus Quest 2 (хотя это итак уже год как, только теперь — официально). Однако, сама поддержка у старых шлемов останется еще надолго, т.к. даже DK2 еще вполне себе работает на новых дровах.

Цена

За триста баксов вы получаете полноценный автономный шлем с 4к-экраном,  с шестью степенями свободы, контроллерами и возможностью подключения к ПК как минимум по кабелю, а то и вобще полностью по беспрводу, если повезет, чего же вам еще надо? Ах да.

Улучшенные контроллеры

Те, кто играл на CV1 и потом перешел на первый Квест или Oculus Rift S заметил, что, хотя контроллеры стали меньше, они стали менее удобными. В новом Квесте вернули эти сенсорные кнопки, на которые мы всегда клали пальцы и это должно быть так же удобно, как это было на тачах Oculus Rift CV1.

Новый «старый» тач

Заодно и крышку для батареек сделали удобнее и теперь она вроде как не открывается сама по себе, да и обещают увеличенное время работы контроллеров от аккумуляторов за счет нового более энергоэффективного блютуса.

Беспроводное потребление контента

Вроде просмотра фильмов, фоток и прочего в таком роде, для чего даже я хотел когда-то купить Oculus Go, теперь это всё можно будет делать и на Oculus Quest 2. Завалился на диван и смотри тридешку без проводов, только по вафле, это то, что не сделаешь в Oculus Rift S, там вобще задняя крутилка мешает удобно откинуть голову даже на спинку кресла, например.

Трекинг рук

На сегодня пока еще в бете и бесполезный, но в будущем я надеюсь, он будет применяться в видеоплеерах, социалках и прочих приложениях, где можно будет обойтись совсем без контроллеров. Уже набор текста показывали на трекинге рук, например, интересное решение.

Я не верю, что трекинг рук совсем вытеснит контроллеры — стрелять из пальца всё же так себе затея — но ему можно найти много применений, где он уместен. И чем больше квестов будет продано — тем быстрее разрабы начнут внедрять эту штуку в свои продукты.

Множество аксессуаров

Уже на старте — хочешь чемодан, хочешь элитное крепление на голову, с батарейкой или без — на! А будет еще больше, когда ребята с Али получат свои шлемы и начнут клепать те же наголовники, так что, я бы не спешил брать официальные решения.

Гнездо тайп-С

Мелочь, а приятно. Это я к тому, что кабель в шлем можно сунуть обоими способами — как завести его за спину, если играешь стоя полноценно, так и направить вперед, если играешь например, сидя в кресле. Это реально удобно.

Они даже гнездо под кабель в этот раз удобно расположили, а не как на первом Квесте

Однако, не всё так гладко, точнее, я бы не назвал Oculus Quest 2 идеальным шлемом, и вот почему.

Минусы Oculus Quest 2

Требуется аккаунт Фейсбука

Я бы вобще это к минусам не относил, но у многих почему-то от этого жутко «бомбит». Да, для работы со вторым Квестом вам обязательно нужно будет завести ак в ФБ. Более того, даже текущие проводные шлемы тоже в итоге загонят в ФБ, только через год вроде.

Для тех, кто не в курсе, Фейсбук купил Oculus еще в 2016-м году вроде, так что, не удивительно, что они подгоняют всё под свою социалку.

Совет: заведите ак ФБ на реального себя, добавьте туда фамилию, имя и фотку, больше от вас никто ничего не требует. Более того, в настройках самого шлема далее можно скрыть фио и оставить только ник и выбрать аватар из предложенных, так что, кто вы там на самом деле, никто не узнает. Так же, можете поискать своих друзей на фб и послать им запросы, я думаю, акаунт с друзьями будет менее подвержен санкциям:

В Oculus меня так же можно найти по нику Pavel419

Почему реальные данные? Во-первых, за фейк могут забанить учётку. Во-вторых, вы вполне можете в какой-то момент захотеть что-то купить (например, вышеупомянутый Virtual Desktop) и тут вам понадобится совпадение данных на карте с вашими реальными (скорее всего), ну и все покупки привязываются не к шлему, а к акаунту. А потерять акаунт даже с одним купленным десктопом уже обидно.

И да, уже сейчас есть новости, что ФБ банит новые акаунты, заведенные для Квеста. В этом случае — писать в техподдержку Oculus, чтобы расклеили акаунты обратно, они вроде так делают по запросу.

Это всё еще мобильный шлем

Со всеми вытекающими, вроде более низкого, чем на ПК, качества игр. Для этого достаточно посмотреть сравнения ПК версий и их адаптаций для Квеста. Даже просто по размеру они могут отличаться в несколько раз т.к. будут ужаты текстуры, урезано освещение и т.д. Но, при этом, версия, адаптированная под второй Квест, будет выглядеть лучше, чем под первый.

Т.е. покупать Oculus Quest 2 только для игр из их магазина я бы не стал, всё равно лучшие VR игры по прежнему на ПК. Разве что у вас в принципе нет подходящего ПК. И тут сразу стоит добавить про…

Качество картинки при подключении к ПК

По большому счету, это сейчас ключевая претензия к Квестам

Многие не понимают, как на Квестах, работающих с ПК по USB 3.0 (а текущая версия Линка вообще работает даже на USB 2.0) может быть такая же картинка, как и на ПК шлемах, работающих через DP или HDMI?

Ответ прост:  никак не может!

Картинка там объективно хуже (например, на первой версии линка было видно артефакты сжатия на однотонных поверхностях), т.к. для Квестов используются алгоритмы сжатия, в то время как обычные ПК шлемы получают сигнал несжатым, как он есть. Но, тут надо понимать другое, насколько это сжатие сильно влияет на опыт пользователя? Я приведу два примера, чтобы вы поняли, о чем я.

  1.  Есть mp3 — музыкальный формат с потерей данных и куча форматов без потери данных, но «весят» они в несколько раз больше. Потому весь мир, и я в том числе — выбираю mp3. Условный меломан с идеальным слухом на идеальной технике разницу заметит, я — нет.
  2. Есть проводные наушники, по которым качество связи и звука по идее будет наилучшим и есть Bluetooth TWS-ки, которые и играют mp3 и «рвутся» иногда, и заряжать их надо, но, я выбираю TWS, т.к. они удобнее, особенно на прогулке, и не надо путаться в проводах.

К чему это я?

Дело не в том, что картинка на Квестах будет пожата (она будет пожата, очевидно), дело в том, насколько сильно это мешает конкретно взятому юзеру и готов ли он пожертвовать качеством ради автономности и прочих плюшек, о которых я писал выше?

К тому же, уже сейчас есть сравнения через линзы для Oculus Quest 2 с другими шлемами, например, с тем же Oculus Rift S или даже Индексом и Ревербом, и там всё не так уж плохо, скажу я вам (по крайней мере, с виду, надо лично смотреть):

И это уже здесь и сейчас. А ведь Линк будет улучшен и картинка будет улучшена, т.к. сейчас по Линку передается 72 Гц и разрешение первого Квеста 3200*1440, а будет 90 Гц и 3664*1920. Т.е. картинка станет еще четче (правда, это потребует лучшую видеокарту, очевидно).

Само собой, если вы хардкорный геймер, не приемлите кодирование, задержки и прочее в таком роде, играете в симуляторы, где вам важен каждый пиксель на приборной панели, и вы хотите максимум качества от своей видеокарты,  то Oculus Quest 2 вам скорее всего не подойдет. Смотрите в сторону второго Реверба.

Больше скажу, народ играет через Virtual Desktop с качеством, еще худшим, чем по Линку, и успешно играет, лишь бы не мешали провода. Тут каждый сам делает выбор, что ему важнее.

Повышенные требования к «железу»

Будете ли вы играть через кабель, или вы будете стримить по Wi-Fi через Virtual Desktop — в обоих случаях у вас часть ресурсов будет идти на кодирование картинки. В случае с тем же Oculus Rift S в шлем идет несжатый поток, в то время, как для Линка его ужимают, чтобы он пролез в USB (даже в USB 2.0). Для Virtual Desktop аналогично — его кодируют средствами видеокарты. Т.е. если у вас какие-то игры шли с напрягом на 1060-й 6 гигов, как у меня, то при стриме в Oculus Quest 2 может вообще случиться беда, т.к. ее ресурсов может просто не хватит и на игру и на кодирование. Но, тут пока не проверишь, не узнаешь, это будет самое печальное, если придется еще и видюху обновлять.

Пока обнадеживает то, что 1060-ая на 6 гигов есть на странице поддержки Oculus Link, а вот на три гига — уже не поддерживается.

Малое время автономной работы

Говорят, Oculus Quest 2 хватает на два-три часа (хорошо, если не на полтора-два).

Но, и тут есть хитрости. Его можно запитать от банки (а у меня как раз есть банка на 13000 мач) и он будет заряжаться в процессе игры. При игре по проводу от ПК он так же заряжается, точнее, медленнее разряжается. Так что и тут не всё так страшно. Ну и на крайняк можно будет купить крепление с батарейкой.

Работа по беспроводу

Вы можете возлагать на это надежды, но что-то пойдет не так. Или, прикроют работу стрима Virtual Desktop и так далее. Вобщем, это хорошая фишка, но на данный момент, пока нет официального решения, нужно понимать, что она может или не работать так, как ожидается, или закончиться в любой момент.

Линк в бете, 90 Гц в бете

А значит, сразу после покупки мы не сможем получить все обещанные нам вкусности. Но, со временем всё докрутят, стоит только подождать. Ну и игры для квеста еще так же не все поддерживают те самые 90 Гц, это так же надо понимать.

Крепление на голову

Говорят, оно никакое, но по факту, тут либо докупить ихнее решение за 50 баксов, либо подождать, пока китайцы выпустят что-то более дешевое. А еще лучше — сначала получить шлем и попробовать всё самому, может не всё там так плохо, как говорят обзорщики.

Гемор с покупкой

Oculus всё еще официально не работают в РФ и не факт, что заработают вообще, а значит, покупка только на западных сайтах или у наших барыг, которые будут продавать его х2. Лично я жду посылку с Амазона, документы доставщикам уже заполнил на растаможку, надеюсь, всё пройдет хорошо. Не охота переться в Москву.

Фиксированная регулировка межзрачкового расстояния

Это лучше, чем на Oculus Rift S, где ее нет вообще, но хуже, чем на первом Квесте или CV1 , где была равномерная крутилка. Теперь у нас есть три фиксированных положения линз, но Oculus уверяют, что большей части пользователей и этого будет достаточно.

«Конские» цены в магазине Oculus

Если у вас есть ПК и на нем есть Steam — логично брать игры именно там, т.к. в Steam есть региональные цены, а в Oculus сторе нет, из-за чего цена на одну и ту же игру может отличаться в разы. А дальше игра с ПК — или по вафле или по кабелю. В окулус-магазине имеет смысл брать или эксклюзивы, которых нигде нет, или игры с простой графикой, в которые вы хотите играть независимо от ПК, например, БитСайбер или настольный теннис. Ну и Virtual Desktop для стрима по вафле, конечно.

Свои виртуальные окружения для Квеста

Видимо, минус только для меня, что со временем они сделают так, что для Квеста будет единый интерфейс, и мой дом, который я обставлял на ПК, просто пропадет.

Мой текущий Oculus Home

Это минусы, которые есть здесь и сейчас и очевидны даже до покупки шлема. Скорее всего, после покупки вылезет что-то еще, но я надеюсь, что это будет не слишком критично и я иду по верному пути)

Что придется докупить?

Возможно, крепление на голову, кейс (у меня уже есть от с-ки, должно подойти), ремешки на руки типа тех, что были на с-ке, кабель для Линка (уже купил за косарь, осталось проверить работу по Линку). Ну и новый роутер с Wi-Fi 6, если у старого будут проблемы со стримом, но это всё проверять надо в процессе работы уже со шлемом на руках.

Что по итогу?

Oculus Quest 2 без сомнения на сегодня лучшая автономная VR гарнитура за вменяемые деньги. К тому же, с возможностью официального подключения к ПК и работой по беспрвооду* (помните про звездочку).

Это то, что я хотел с самого начала, автономная система, которую я мог бы подключить к ПК (с) Джон Кармак, разраб Oculus и вообще крутой мужик)

Я тоже хотел этого с самого начала, прямо с 2015-го года) Однако, если вам принципиально наилучшее качество картинки по кабелю с ПК, то, вероятнее всего, вам стоит смотреть в сторону Valve Index или Reverb G2.

На этом пока всё, пошел дальше ждать посылку:

Ну и еще, скорее всего, этот пост открывает серию постов про Oculus Quest 2, так что — следите за обновлениями.

Читайте также: Какие приложения установить на Oculus Quest 2

С вами был @pavel419, до новых встреч!

Читайте так же: