Содержание статьи (кликабельно)
Ключевое слово тут — работать, а не играть или смотреть фильмы. Набор текста, кодинг, дизайн и всё, что вы там еще за ПК обычно делаете. Часто вижу на форумах вопрос, вроде:
Мне по работе нужно несколько мониторов… не проще ли купить VR-очки и сидеть работать в них, ведь в этом случае мониторы можно разнести по всему обзору и это будет удобнее?
Или, друг спрашивает:
когда мы там уже все будем работать в шлемах?
Краткий ответ: еще не скоро) Давайте поподробнее поговорим о подобных вещах и почему я так считаю.
Как это выглядит
Вот мой ролик, где я показываю, как обвешаться окнами и вообще — пересказываю эту статью:
И еще замечательный пример, где товарищ создает сайт в VR, видос на полтора часа примерно, работает он в Oculus Rift CV1, используется приложение BigScreen (бесплатное, кстати):
Шесть лет спустя я сам смог повторить нечто подобное на Quest 2 через приложение Immersed, только я там ролик монтировал:
На Pico 4 еще удобнее:
И еще один вариант — использовать vSpatial:
И вроде всё прикольно, но давайте разберемся, почему я бы не хотел восемь часов сидеть в VR шлеме.
Минусы работы в VR
Низкое разрешение картинки
На примере выше у Oculus-а разрешение всего 2160*1200 пикселей на оба глаза. Очень мелкие надписи там будут нечитаемы. Чтобы было более-менее читаемо, нужно ставить виртуальный стол близко к лицу. Да, таких столов можно сделать там сколько угодно. Родной софт Oculus вобще позволяет выносить из Винды сколько угодно виртуальных мониторов, не только в виртуальное окружение, но и даже в игры. Например, вы можете кататься в симуляторе дальнобойщика ЕТС 2 и прямо в кабину вынести окно с ютюбом. Или там, вынести в игру тот же Телеграм, чтобы сразу видеть, кто и что вам пишет в это время.
Но, это прикольно, если вы играете. И в целом, даже низкое разрешение не самая большая проблема, тем более, что в новых шлемах разрешение уже выше, но не так, чтобы прямо сильно. Есть более важная проблема.
Удобство
А точнее — неудобство.
Сегодняшние шлемы виртуальной реальности пока далеки от того, что мы видим в фантастических фильмах про VR, вроде того же «Джонни Мнемоника»:
Это у него на голове — легкий металлический обруч, а по факту у нас сегодня вот такое:
Ладно, на самом деле, тот же Oculus Rift S не так страшен, как пример выше (хотя, говорят, что Pimax 8K легкий на самом деле):
А нет, на фотке он тоже страшен)
К чему я это всё? К тому, что вот эти бандуры весят в среднем по полкилограмма, которые будут у вас на голове. А еще там обычно не очень с вентиляцией и линзы в них имеют свойство запотевать. Не очень удачное прилегание к лицу так же может вызвать дискомфорт. В шутку свой Oculus я называю «душегубкой». Одно дело — слазить туда, глянуть 3D фильм какой-то, или поиграть пару-тройку часов (ладно, в Скайрим и No Man’s Sky были сессии часов по пять).
Другое дело — полноценно сидеть там рабочий день — 8-10 часов, или сколько он там у вас длится. Я уверен на 95%, что уже через час полтора (если не раньше) — вам захочется снять его нафиг и работать обычным образом.
Вред здоровью
Я не утверждаю, что он есть — этот вопрос толком еще вобще не изучен. Но, одно дело — играть пару раз в неделю по несколько часов, и другое — сидеть полноценно по 40 часов в неделю. Если какой-то вред там и есть — очевидно, где он проявится быстрее.
Проблемы с печатью (набором) в VR
Не видно клавиатуру
То есть, чтобы что-то печатать в VR, вам нужно знать слепой набор. Иначе, как вы себе вообще представляете набор текста со шлемом на голове? Постоянно снимать шлем, чтобы что-то набрать? Это дико неудобно.
Да, у современных моделей вроде того же Vive Cosmos есть камеры, через которые видно окружение и в целом, ничего не мешает наложить картинку из реальности в VR (это, кстати, и есть там самая дополненная реальность или AR), но качество картинки там пока что ужасное.
Но, есть же виртуальная клавиатура? — скажете вы,
и будете правы — есть, но это порождает вторую проблему.
Отсутствие обратной связи
Когда вы печатаете в реальности, особенно, при слепом наборе — вам важно чувствовать, где находятся ваши пальцы. Не зря же на реальных клавиатурах у вас есть две отметки — на буквах (русских) А и О (можете проверить прямо сейчас) — это как раз сделано для того, чтобы вы не глядя могли ставить руки и знать, что они стоят правильно — указательные пальцы у вас должны всегда стоять на этих рисках:
На виртуальной клавиатуре у нас используется только курсор, и больше ничего, и вы водите им с помощью контроллера, из-за чего набор чего-то большего, чем ваш логин и пароль в очередной VR-социалке превращается в пытку:
Даже у Джонни Мнемоника на руках одеты перчатки, наверняка, с вибромоторами, чтобы реагировать на то, что он творит в VR.
Те, кто внимательно следит за темой VR, знают, что Oculus уже анонсировал трекинг рук для Oculus Quest уже в 2020-м. И вроде бы — вот оно, можно будет нормально набирать тексты в VR. Но нет, это просто станет удобнее, чем это есть сейчас (то есть — совсем никак). Но, без полноценной обратной связи — перчаток по сути — это всё шляпа. Попробуйте просто попечатать руками в пустоте и вы поймете, о чем я говорю.
Именно по этой причине не взлетели лазерные клавиатуры и не сработают другие подобные устройства вроде ЛипМоушена — нет обратной связи:
А до перчаток пока далеко, точнее, они есть уже сейчас, но очень неудобные и дорогие (я слышал о моделях по 4 килобакса).
Но, не всё так плохо. Давайте рассмотрим пару примеров, где работа в VR может быть оправдана.
Где применение VR в работе имеет смысл
Программирование под VR
Выше я объяснил, почему применение VR в обычном программировании имеет мало смысла. Другое дело, если вы, например, пишете под WebVR и вам сразу же нужно видеть результат того, что у вас получается. Как пример — видео ниже, где тип пишет код в VR он сразу обрабатывается, отображая результат тут же в VR:
Здесь вы не обойдетесь просто вторым физическим мониторов, потому что, второй плоский монитор не даст вам 3D восприятия объекта, который вы делаете. А VR-шлем даст.
Да, конечно, если вы пишете игры или прочее под VR — вам нужен шлем, чтобы просто посмотреть, что у вас вышло.
Создание 3D объектов в VR
Надо сказать, что уже сегодня есть много софта для творческих людей, Виртуальная реальность — давно уже не только игры. Например, тот же Oculus Medium дает вам возможность в режиме реального времени «лепить» практически любые объекты, которые придут вам в голову. Более того, есть дизайнеры, которые покупают шлемы Oculus только ради Медиума — и их работа по проектированию объектов и персонажей полностью переносится в VR, например вот так:
Или я вот в Медиуме колупаюсь:
Из своего опыта скажу, что приитив проще по-прежнему делать в Блендере (тем более, что в Медиуме пока нет поддержки текстур, но — он развивается), а вот какие-то сложные фигуры в Медиуме делаются значительно быстрее. Даже просто порезать такой кубик в Блендере — сколько времени займет? А тут — буквально пару минут:
Да, я знаю, что есть ZBrush, и вот как раз его пользователям Медиум зайдет больше всего, мне кажется)
Более подробно про графические редакторы в VR я рассказываю вот здесь.
Подводя итог
Как можно убедиться из текста выше, до полноценного применения VR в каждодневной работе и каждом офисе — пока что очень далеко. А вот если вы работаете в сфере VR или 3D моделирования и прочих подобных вещей — то уже сегодня там можно найти применение новым технологиям виртуальной реальности.
На это всё, с вами был @Pavel419, до новых встреч)