ВАЖНО: После выхода Oculus Quest 2 и Квестов вообще эта статья неактуальна, т.к. теперь они дают всё и сразу, и автономность, и подключение к ПК, еще бы — прошло пять лет. Читайте: почему я решил обновиться на Oculus Quest 2
Для истории оставлю эту статью без изменений.
Поскольку пост писался год назад (в ноябре 2016-го), а с тех пор сам я перешел на Oculus ДК2, то мнение несколько изменилось. Последняя версия здесь.
Но в целом всё нижеидущее так же почитать стоит, для общего развития.
Немного поразжигаем)
Это подобно спору, что лучше, андроид или айось, винда или линукс и тому подобное. Что же лучше – шлем + телефон или полноценный шлем типа Окулуса или Вальва + ПК? Давайте разберемся.
Плюсы мобильного виара перед «большими шлемами»
- Ценник. Он не такой конский. Более того, приличные очки можно купить сейчас за косарь-два. Например, тот же Бобо или Ово. Сколько там Окулус стоит? 60к? не-не-не… правда, для мобильных очков так же нужен хороший телефон, но его можно купить сейчас в пределах 10к, а то и дешевле.
- Требования к ПК. Когда говорят цену на Окулус и ему подобное, почему-то не учитывают, что заведется это всё не на любой машине. Там нужная топовая «видюха» (она у вас есть?), не слабый проц и так далее. А это – апгрейд компа… то есть еще + к конскому ценнику на сам шлем. В том время, как для стрима с ПК на телефон хватает даже относительно древнего железа, типа как у меня.
- Автономность. Это про то, что, имея беспроводной джойстик, вы легко можете ходить по комнате, играя в игры, и никак не привязаны к ПК проводами. В то время как Окулус и прочие привязаны к ПК. И какой тогда может быть эффект погружения? Хотя, Цукерберг уже сказал, что разрабатывают автономную версию Окулуса. Посмотрим, что они выпустят.
- Большая сфера применения. Я рассказываю об этом тут. Мне трудно представить просмотр панорамных фото, когда вы привязаны к компу кабелем.
Теперь давайте перейдем к минусам…
Минусы мобильного виара по сравнению с «большими» братьями
- Погружение и угол обзора. Хотя я видел Окулус ДК2, я не скажу, что там прямо вау, но есть многие люди, которые говорят, что «все ваши китайские шлемы это г…. а вот окулус – это да…». Впрочем, тоже самое говорят и владельцы Самсунг Гира.
- Лучший контент. Это правда. Под Окулус сделано уже куда больше приложений и они лучшего качества… однако, умельцы уже запускают их на ПК с помощью разных Тринусов и Рифткатов. В том числе – и окулус-экслюзивы. Так-то!
- Всякие камеры и джойстики. Безусловно, это усиливает погружение в игру. Когда вы ходите по комнате, размахивая парой контроллеров от Вайва, и а камера переносит это в игру – такого на мобилах пока нет и не предвидится…или автомат от PS VR, который вы держите в руках, и стреляете из него – это тоже прикольно, я не спорю.
- Лучший игровой опыт. И снова же – это если верить тем, кто говорит, что «окулус это вау». Та демка, что я видел, если бы подо мной не тряслась платформа, меня бы вообще не впечатлила. Обычные горки.
- Лучшая картинка и частота кадров. Это тоже важно и это тоже улучшает эффект присутствия. Я не знаю, можно ли добиться 60 фпс на телефоне, но в Окулусе можно, что не удивительно, учитывая, какие у него требования к железу…
- Более высокое разрешение картинки. И это тоже правда, но не везде. Уже есть всякие китайские шлемы для ПК, типа Дипунов и Пимаксов, где чуть ли не по 4к экраны стоят. И это работает. Но снова же – всё упирается в железо на ПК. Стоит добавить, что телефоны не стоят на месте, и уже есть полноценные QHD-экраны за доступные деньги. А далее – будет 4к, что и вовсе поможет побороть зернистость.
- Лучший трекинг в играх. Который так же достигается за счет датчиков, встроенных в дорогие шлемы. Тем более, что на многих телефонах гироскопы весьма тормозные.
Общие проблемы виртуальной реальности сегодня
Несмотря на то, что у больших и мобильных шлемов много различий, у них есть общие проблемы.
- Пикселизация. Про телефоны – тут всё ясно. Народ видит пиксели даже на QHD экранах. Но – их видят и в Окулусе, в Окулусе за 60к вы так же будете видеть пиксельную решетку!
- Мало полноценного контента. Вся эта отрасль сейчас только зарождается, потому действительно полноценных игр мало. Даже для Окулуса, даже для Плейстешен Виар. Вышло по несколько игр и далее всё разрабатывается. Да, через несколько лет этого будет валом, но не сейчас.
- Эффект «водолазной маски». До настоящего погружения или до полной «матрицы» пока очень далеко. Чтобы это произошло, нужно, чтобы угол обзора был сопоставим с человеческим в обычной жизни. А что имеем сейчас? Мы смотрим в виртуальный мир через водолазную маску! Да, погружение есть, но – угол обзора куда меньше. Даже в дорогих шлемах. Ну никак не сделаешь угол в 170 градусов с такими физическими размерами экрана. Это должно быть что-то типа Гугл-гласс, когда тебе будут картинку прямо на глаз проецировать.
- Сложность настроек и подключения. Шаманство есть и с телефонами, и с подключением китайских шлемов к ПК, и с подключением Окулусов и Вальвов (если верить обзорам). Только по мне, геморрой за 2к лучше, чем геморрой за 60к…
- Тошнота и неприятное самочувствие. Да, у многих бывает и такое. Особенно, если шлем неправильно настроен.
- Возможный вред для здоровья. А есть ли он? Пока это не доказано, потому что вопрос не исследован. Но я уверен, что если долго играть в хорроры, то крыша может поехать) не говоря о том, что если народ умудряется сутками залипать в онлайн-играх сейчас, то что будет с приходом ВР? Ну и про влияние на зрение тоже не забываем. Но оно так же не исследовано.
Подводя итог
Как видим, есть и плюсы, и минусы у обоих сторон. Однако, я пока выбрал для себя мобильный виар, как минимум из-за цены, и требований к ПК.
Ну и вот вам на закуску анти-обзор очков виртуальной реальности от одного из пользователей (это не мой обзор!):