Содержание статьи (кликабельно)
Всем привет!
На этой странице я собираю наиболее значимые события из мира VR за 2019-й год. В хронологическом порядке, как оно происходит. Подобные дайджесты были у меня и ранее: за 2017-й год, за 2018-й год. Но, там я обычно подводил итоге года в ноябре.
Теперь попробуем новый формат — новости будут публиковаться ровно тогда, когда они происходят. Вы можете добавить этот пост в закладки и следить за развитием виртуальной реальности вместе со мной) Сделаем такой мини-твиттер.
Пост обновляется!
Январь 2019
5 января. Ютюб-канал Терки-и-Телеги (далее — ТиТ) делает обзор на новые контроллеры-«кастеты» от Valve. Хотя обзор еще с декабря прошлого года, увидел я его только сейчас.
8 января. Valve анонсирует два новых VR-шлема: улучшенную версию Pro с отслеживанием глаз и так же — новый Vave Cosmos. Про последний толком пока ничего не известно, даже в июле 2019-го. Ищите его на сайте Vive.
9 января. Появляются первые обзоры на Pimax 8K: анбоксинг на ютюбе — на русском, обзор на 4PDA, а так же — видеообзор от ТиТ. Со временем их становится всё больше. Если кратко — FOV вырос (значительно вырос, даже в режиме 140 градусов), но сетка видна так же. Плюс всё это некисло стоит и вам нужно топовое железо.
Февраль 2019
Особо ничего не происходит, кроме слухов о новом ПК-шлеме от Oculus. Но, на то они и слухи.
Март 2019
12 марта. На канале ТиТ выходит видео с 26-ю самыми ожидаемыми VR играми этого года. Можете посмотреть его прямо сейчас.
19 марта. HP внезапно анонсирует свой второй VR шлем на базе WMR — HP Reverb, главной фишкой которого является увеличенное разрешение экрана, 2160×2160 пикселей на каждый глаз. Так же заявлен больший угол обзора, а дизайн почти слизан с Oculus Rift CV1:
Сам шлем уже можно заказать на официальном сайте HP за 600-650 баксов.
20 марта. То, чего все ждали — Oculus анонсирует свой новый ПК-шлем — Oculus Rift S. Более подробную информацию можно глянуть в видео-обзоре (точнее, там ролик на основе данных с конференции), но, если кратко:
- внешние камеры больше не нужны, теперь трекинг реализуется за счет камер, встроенных в шлем (как у WMR-шлемов);
- экран стал лучше по разрешению: LCD 2580*1440 (против 2160*1200 у первого Рифта);
- изменилось крепление шлема — оно стало похожим на PS VR;
- тачи вывернулись наизнанку, чтобы шлем мог трекать их камерами…
Страничка шлема на сайте Oculus.
25 марта. Запущен бесплатный бета-тест командного VR шутера Space Junkies™ от Юбисофт. Штука забавная, но — дорогая. Напоминает третий Квейк. Геймплей можно глянуть на канале BeaverVR.
В итоге купил его в стиме, мой геймплей:
27 марта. Анонсирован No Man’s Sky Beyond — VR версия знаменитой космической игры No Man’s Sky. Выход заявлен на лето 2019-го, сам с нетерпением жду, благо, сама игра у меня давно куплена. Вот вам трейлер:
29 марта. На одном из западных VR YouTube каналов появляется видео с 50-ю играми, которые будет поддерживать Oculus Quest на старте продаж.
30 марта. Первые слухи про Valve Index — новый ПК шлем от Valve, но уже собственного производства. Многие возлагают на этот шлем большие надежды (может быть — даже слишком большие):
Апрель 2019
10 апреля. Очередной обзор на Pimax 8K и его сравнение с Леново Эксплорером и Одиссеем на 4PDA от одного из самых активных участников форума Century1402.
14 апреля. Комания Acer так же анонсирует свой новый WMR шлем.
24 апреля. На канале ТиТ выодит видео с характеристиками и сравнением всех новых шлемов, анонсированных в 2019-м (HP Reverb, Oculus Quest, Oculus Rift S и Valve Index).
30 апреля. Oculus открывает предзаказы на свои новые шлемы: Квест и S-ку.
30 апреля. Ровно в момент проведения конференции Oculus-ов Valve «слвиает» данные по своему Valve Index. Страница на их сайте, страница на Steam. Из нового: увеличенное разрешение (две LCD панели разрешением 1440 х 1600), новые кастеты, увелчиенный угол обзора за счет двойных линз.
Май 2019
1 мая. На ютюбе появлется распаковка Oculus Rift S (на английском).
2 мая. Следом подъезжает распаковка Квеста.
6 мая. На хабре выходит подробный текстовый обзор Valve Index.
8 мая. Анбоксинг Реверба, про который я писал выше.
9 мая. На хабре выходит подробный текстовый обзор Oculus Rift S.
21 мая. Oculus начинает рассылать шлемы, купленные по предзаказу — Квест и S-ку.
28 мая. Первый взгляд на Oculus Quest от ТиТ.
31 мая. Обзор от ТиТ на Oculus Rift S.
Июнь 2019
10 июня. VR анонсы на конференции E3. Видео-версия от ТиТ на русском языке.
30 июня. Обзор от ТиТ на HP Reverb.
Где-то в июне так же народу начинают рассылать Valve Index.
Июль 2019
1 июля. Начитавшись отзывов и насмотревшись обзоров, я таки заказал себе Oculus Rift S. Посмотрим, каков он в сравнении с обычным Рифтом.
4 июля. ТиТ делает обзор на Valve Index, где рассказывает, как там всё замечательно. Однако, не все пользователи довольны новым шлемом. Кому-то не нравится «недостаточно черный», кому-то — цвета на LCD панелях… ну и ценник в штуку баксов за полный комплект тоже не очень внушает оптимизма.
10 июля. Мне пришел Oculus Rift S. обзор и сравнение с CV1 будет в ближайшее время, а пока мнение и первые впечатления можно узнать в нашем VR чате в телеге:
13 июля. Мой большой текстовый обзор на новый Oculus Rift S.
Август 2019
2 августа. Большой видео-обзор от ТиТ на Oculus Rift S, где он называет его «лучшим бюджетным VR шлемом».
11 августа. Еще один видео-обзор от ТиТ — уже на новый Valve Index, который он называет «лучшим шлемом 2019-го» года.
14 августа. Вышла No Man’s Sky в VR и по первым впечатлениям — это очень круто! Хотя, многие жалуются на косяки с оптимизацией и то, что даже плоская версия стала глючить. Но моей 1060-й карточке на нормальных настройках идет в целом удовлетворительно.
А вот мой полтора часовой ролик об игре:
Сентябрь 2019
В конце сентября 2019-го должен пройти очередной Oculus Connect 6, на котором возможно, Oculus покажет что-то новое из мира VR, а пока, вот вам другие новости.
9 сентября. Steam опубликовал очередную статистику по железу, за август 2019-го, где можно посмотреть на прогресс VR устройств:
Из нее видно, как быстро растет доля новых Oculus Rift S, в то время, как доля, например, WMR шлемов, начала сокращаться. Так же появился Vive индекс, со своими 3,32%. Тем не менее, видим, что Oculus с почти 50% по всем своим шлемам остается самой популярной платформой в стиме на сегодня.
12 сентября. Наконец-то Vive выдал больше подробностей про свой загадочный Vive Cosmos, о котором я писал в самом начале этой статьи, ведь про него стало известно уже в январе, но никто толком не знал, что это за устройство.
По сути, это шлем, подключаемый к ПК с внутренним трекингом (как у WMR шлемов и Oculus Rift S), пологающимся на шесть встроенных камер, и улучшенным разрешением 2880×1700 на оба глаза, с LCD панелями. Главной фишкой шлема разработчики называют его модульность:
«С самого начала существования VIVE мы постоянно работали над усовершенствованием и повышением качества премиального VR. Сosmos предлагает совершенно новый опыт виртуальной реальности и вместе с этим является нашим самым универсальным шлемом — с собственным встроенным трекингом, с возможностью дополнения новыми модулями в будущем, обширной библиотекой контента и абсолютно новым интерфейсом пользователя, мы видим в нём неограниченные возможности для смешанной реальности», — рассказал Дэниэл О’Брайен из HTC Vive. цитата отсюда.
Предзаказ уже стартовал, за новый шлем с контроллерами и год подписки на Viveport Infinity разработчики хотят 65 990 рублей, налетай, торопись, покупай VR шлем!
Ну а для меня это хороший повод обновить свою классификацию VR шлемов)
17 сентября. Девелоперский стрим по Stormland — одному из самых ожидаемых эксклюзивов для Oculus-шлемов, который должен выйти в этом году. Открытый мир, новые игровые механики, игра, сделанная с нуля именно под VR. Ссылка на Перескоп (он еще живой!) там больше часа, а сюда просто вставлю трейлер:
На Oculus Connect 6 была объявлена дата выхода игры — 14 ноября.
21 сентября. Анонсирована дата выхода Borderlands 2 VR на ПК (на PS VR оно вышло еще в том году, если не ошибаюсь) — 22 октября. То есть, через месяц. Правда, цена пока неизвестна. Сам я не фанат серии, но многие называют игру культовой и ждут ее в VR. А вот и трейлер:
Хотя, сейчас глянул, сколько оно стоит в Плейстейшн-сторе — 3599 р. Не, такой футбол нам не нужен)
25 сентября. Oculus Connect 6 еще не закончился, а у владельцев Oculus Rift S (и у меня в том числе) — уже бомбит. Почему же?
Все новости про Oculus Quest, про S-ку вобще тишина. Для Квеста анонсировали:
- подключение к ПК по кабелю— Oculus Link (в ноябре 2019);
- трекинг рук а-ля липмоушен! (в начале 2020-го);
- вид из камер шлема, как это сейчас сделано на Oculus Rift S…
Ролик про трекинг рук:
Внимательный читатель спросит:
а нафиг теперь покупать Oculus Rift S, если на Квесте есть автономность, подключение к ПК, и трекинг рук, который на с-ке не заявлен (и, скорее всего, его там не будет), да и экран на Квесте немного лучше? А стоят оба шлема одинаково, по 400 баксов?
У меня тот же вопрос, у меня, и у тех 10% народа в стиме, которые на эту S-ку обновились. Если бы изначально было известно, что Квест можно будет подрубить к ПК, S-ку бы просто никто не купил.
Про трекинг рук у S-ки Окулусы в твиттере ничего не говорят, на вопросы не отвечают. Я подозреваю, что они просто забьют на дальнейшее развитие этого устройства. Тогда вопрос — нафига его было вобще выпускать одновременно с Квестом, по той же цене, ну кроме как срубить бабла?
Впрочем, конференция еще не закончена и сегодня еще могут чего-то и для S-ки показать, но сдается мне, что это просто кидок.
26 сентября. Кстати, на фоне хайпа вокруг Квеста забыл написать, что Oculus снова делают свою социалку — Horizon. По сути, это будет что-то вроде Альтспейса, вр-чата и прочих VR-социальных сетей. При этом Спейсес будет закрыт 25 октября. Посмотрим, что у них выйдет в этот раз.
Октябрь 2019
6 октября. На канале «ТиТ VR» вышел первичный обзор на Vive Cosmos. Если кратко, то картинка на уровне Oculus Rift S, но, при этом есть проблемы с трекингом контроллеров и их удобством. Вобщем, пока что новый шлем от Vive выглядит как гемор за 65 косарей…
7 октября. Oculus в Квесте стал выдавать предупреждение, что пиратить — нехорошо, и это может закончиться баном акаунта. Посмотрим, будет ли это на самом деле работать, или это очередная пугалка. В любом случае, обладателям и будущим покупателям стоит задуматься. Ведь игры в Oculus-сторе стоят по-конски, для РФ — в несколько раз дороже, чем в Steam, это не считая скидок. И тут Oculus Rift S с доступом к библиотеке Steam VR оказывается в выигрышном положении. Благо, у меня большая часть игр как раз там. А будет ли Steam VR на Квесте через Oculus Link — еще вопрос.
11 октября. Вышел экслюзив для Oculus, Asgard’s Wrath, игра с реалистичными сражениями по мотивам скандинавской мифологии. Стрим по игре можно посмотреть на канале ТиТ, а сюда вставлю трейлер. Прохождение занимает 20-40 часов, а места на диске игра занимает 120+ гигов, я пока не припомню таких больших игр в VR. В магазине Oculus игра стоит 40 долларов.
А вот и трейлер:
16 октября. DayDream — VR платформа для смартфонов, пришедшая на смену Cardboard — всё. Гарнитуры снимаются с продажи, а поддержки платформы уже не будет на новых смартфонах. Но, останется поддержка на старых. Надо сказать, что там вроде за эти три года так ничего толкового и не вышло.
Мы видели большой потенциал в смартфоне с поддержкой VR, возможность где угодно получить захватывающий опыт. Но вскоре мы заметили некоторые ограничения, не позволяющие сделать долгосрочный жизнеспособный проект.
В частности, серьёзной проблемой была необходимость поместить смартфон в гарнитуру — пользователи теряли доступ к приложениям, которыми пользуются в течение дня.
Мы не получили того широкого признания со стороны потребителей или разработчиков, на которое рассчитывали. Со временем мы видели снижение использования гарнитуры Daydream View.
Итак, мы больше не продаём Daydream View и отказались от поддержки Daydream на Pixel 4. Но приложение и магазин останутся доступными для существующих пользователей. — пресс-служба Google
Вобщем, VR на мобилах заходит в тупик…
18 октября. Поползли слухи про продолжение Half-Life, и что будет оно в VR. Хотя, вроде как и не продолжение, а просто игра по вселенной Half-Life, которую делает Valve, чтобы подстегнуть продажу своих новых Valve Index — шлемов.
Больше подробностей — в этом ролике с канала 4game (наконец-то более-менее крупные игровые ютюб-каналы начинают говорить про VR!):
22 октября. Borderlands 2 VR ожидаемо вышла в Steam, за 1799 р. Правда, пока ни отзывов ни обзоров…
На самом деле, уже к ночи там стало ясно, что пока что всё плохо, вот картинка на утро — большая часть отзывов отрицательные (хотя говорят, что на Oculus Rift S — всё ок, но за этот ценник я даже проверять не буду):
Из проблем — гигантское оружие, неудобное управление, кривая картинка а-ля «рыбий глаз». Вобщем, нужно ждать патчи) Пока это выглядит как провал, хотя, с Фалаутом в VR было вроде изначально примерно так же, починили же…
23 октября. Пока все матерят Борду и ищут, как запустить ее на пиратках, в Oculus-сторе стартовал предзаказ на Stormland — я писал о нем выше, по цене в сорок баксов (я думал, будет баксов шестьдесят). Более подробно ролики и скрины можно посмотреть в официальном блоге Oculus. Помимо открытого футуристического мира и новых игровых VR-механик разработчики обещают так же увлекательные мультиплеерные еженедельные эвенты. Посмотрим, что выйдет в итоге. Жаль, что в игре нет русского языка.
Ноябрь 2019
7 ноября. Тут вышло сразу две ритм-игры, всем не дает покоя слава БитСайбера.
AUDICA — где мы под музыку стреляем по всяким летающим штукам. И вроде бы ничего, если бы не тот факт, что в раннем доступе игра стоила 435 рублей, а теперь — аж 1961 рубль! Как итог, несмотря на положительные отзывы, играют в нее аж 10-20 человек в день. Я вобще думал, упоминать о ней или нет, ну да ладно, может разработчики еще одумаются и снизят цену назад.
А вот Pistol Whip — всё еще стоит 465 рублей на момент написания этой статьи. Это как смешать СуперХот и Битсайбер, или, ее еще называют симулятором Джона Уика. На выбор есть несколько локаций, где под музыку мы расстреливаем появляющихся с разных сторон врагов. Выглядит весьма динамично и интересно, отзывы очень положительные, ну и вот вам ру-обзор на эту игру, так как, описать геймплей словами весьма сложно:
14 ноября. Наконец-то вышел Stormland для Окулуса, игра, которую ждали еще с середины 2018-го. Посмотрел стрим от разработчиков, почитал комменты в магазине Oculus. Несмотря на кучу положительных оценок, как я понял, в игре короткая сюжетная линия (и нет русского!), а основное, чем она может увлечь — это новые игровые механики, и открытый мир, который разработчики обещают обновлять раз в неделю + мультиплеер, то есть, по этому миру можно будет бегать с друзьями. Насколько это может быть интересно, и стоит ли это сорок баксов — пока большой вопрос. На русском стримов пока не нашел, появятся — добавлю.
Мой обзор:
18 ноября. Как и ожидалось после Окулус-Коннекта, Oculus Link вышел в бету. Правда, отзывов пока нет. Подбробнее — на блоге Oculus. Ждем отзывов первых тестировщиков.
19 ноября. Valve действительно анонсировали продолжение Half-Life — причем, только в VR! Она получила название Half-Life: Alyx, и выйдет предположительно, в марте 2020-го, для всех текущих VR шлемов.
Более подробно новость можно прочитать на Медузе.
21 ноября. Вышел первый взгляд от ТиТ на Oculus Link. Если кратко: глюки при подключении, не все кабеля пашут. Грязный цвет на однотонных текстурах, но трекинг норм и задержек не замечено. Для владельцев Квеста — хорошая штука, для владельцев Oculus Rift S — бежать на Квест смысла нет, так как, картинка через Линк на Квесте пока что хуже…
21 ноября. Больше подробностей про Half-Life: Alyx (это который Half-Life в VR).
Трейлер:
Ценник в 976 рублей, ну и хорошая новость — там будут русские субтитры, как минимум, что уже радует)
Декабрь 2019
Когда высасываешь новости из пальца…
5 декабря. Вышла очередная карта для ETS2, (это замечательный симулятор дальнобойщика в Европе, который поддерживает так же VR режим), где добавлены Турция, Болгария и Румыния. Стоит пока 699р, отзывы — очень положительные, впрочем, как и на прошлые их обновления. Трейлер:
6 декабря. Qualcomm представила Snapdragon XR2 — новую мобильную платформу для VR и AR устройств, которая в два раза производительнее Snapdragon 835. Вероятно, новые Квесты и прочие мобильные шлемы будут уже на ней, и там всё прямо круто, например:
Snapdragon XR2 поддерживает подключение двух дисплеев (по одному на глаз) с разрешением 3K и частотой 90 Гц, а также способна воспроизводить 360°-видео с разрешением 8K на частоте 60 fps или в разрешении 4K на частоте 120 fps. Есть поддержка HDR10 и HDR10+. Отмечается пониженная задержка при выводе изображения и поддержка технологии Variable-Rate Shading для плавности картинки.
Подробности можно почитать тут.
10 декабря. Тут, в телего-чатике народ подкинул ссылок на статистику Стима. Есть такой замечательный сервис steamdb.info и с его помощью можно глянуть, например, на то, во что играет народ в VR прямо сейчас. Это — такие своеобразные итоги года для VR. Вот — топ игр с поддержкой VR:
Очевидно, игра года в VR- это No Man’s Sky (как я и предполагал выше), но, ее даже нельзя номинировать в Steam, так как, сама игра вышла еще в 2016-м и только VR-дополенние — этим летом. Это несправедливо.
А что там делает Дота, спросите вы?
А всё просто: там есть VR режим для просмотра игры, но не для самой игры. Пример того, как это выглядит, можно глянуть на ютюбе.
Но, нам интересен еще и второй рейтинг: игры, которые работают искольчительно в VR, глянуть можно тут. Я перенес это всё в эксельку, чтобы посчитать итоги, и вот они:
По большей части, знакомые все лица. Многие из них давно мельками в моих подборках VR игр и приложений. Но, на самом деле, статистика печальная весьма. Можно предположить, что эти почти 150к человек — это все, кто владеет VR шлемами на текущий момент. Если брать за среднюю посещамеость стима — 10 лямов, то получаем, что шлемы есть только у 1,5% пользователей. И, что интересно, куда девались эти 150к, если за сутки тут только шесть тысяч? Или они как раз и играют в первую подборку игр с поддержкой VR? Или, их шлемы просто пылятся на полках…
Кстати, в первом топе нет Euro Truck Simulator 2, потому что, на странице игры не заявлена поддержка VR, хотя, она там есть на самом деле. Так бы он был там на третьем месте, после Доты и Пейдея, потому что, прямо сейчас в него играют 13к человек.
11 декабря. Поспешил я с итогами года. Вчера в девять вечер вышла BONEWORKS, игра, визуально напоминающая и ХалфЛайф и Портал и прочие поделки Valve, с продвинутой физикой и новыми игровыми механиками. За вечер ей удалось собрать 8к человек онлайн. Как можно понять из моих табличек выше — для текущего VR это абсолютный рекорд. Проснулись все виарщики, дожившие до сегодняшнего дня, видимо.
Многие уже пишут: игра года, амазинг! ну и вот это всё.
Стрим можно посмотрел у ТиТ, например:
Так же, купил за 515 руб, действительно, механики интересные и физика ничего. Но — нет русского, хотя он там пока что не сильно нужен и биты-монтировки-швабры ощущаются «резиновыми». Но, так как народ не жалуется, делаю вывод, что пока это такие косяки на окулусах. В целом — интересно.
Да, исторический момент — онли-VR игра на главной в Steam и это не новый ХалфЛайф)
15 декабря. На этой неделе Oculus начал рассылать обновление для Квеста, в котором уже есть экспериментальное отслеживание рук. Правда, пока не без глюков и достаточно бесполезно. Но, уже некоторые приложения вроде БигСкрина или ВиртуалДекстопа заявили о скорой поддержке этой технологии. Так же очевидно, что она будет внедрена в популярные VR соц.сети, где вполне себе уместна. Первый взгляд — с канала ТиТ:
А вот и мой тутор по трекингу рук:
19 декабря. Oculus выпустил в продажу свой кабель для Oculus Link. Он оптиковолоконный, стоит 70 баксов и доступен пока «в нектороых регионах» (России там, конечно же, нет) .
Характеристики можно посмотреть там же на сайте, клацнув «Смотреть характеристики». Впрочем, многие завели Линк уже на обычных кабелях, но, если вы хотите максимального доступного качества стрима с ПК на Oculus Quest — логично брать окулусовый кабель.
29 декабря. Ну, а под конец года давайте глянем, что нас ждет в году следующем, благо тут нашелся замечательный ролик про 28 самых ожидаемых VR игр в 2020-м году (там же можно посмотреть список всех игр со ссылками и пополнить свой вишлист):
А на этом я прощаюсь с вами, но — равно до следующего года! Ждите новую подборку VR-новостей уже за 2020-й год.
С вами был @Pavel419, до новых встреч)