Содержание статьи (кликабельно)
- 1 Вступление
- 2 Шлемы для мобильников и что с ними стало за год
- 3 Шествие WMR-шлемов в Steam
- 4 Oculus Quest
- 5 Oculus Go и прочие автономные VR шлемы
- 6 Топовые VR шлемы на конец 2018-го
- 7 Pimax 8K — самый ожидаемый долгострой среди VR-шлемов
- 8 Беспроводные модули для VR шлемов
- 9 Magic Leap — хайп и динозавры
- 10 Новые видеокарты от NVidia и универсальный VR-разъем VirtualLink
- 11 Контент
- 12 Подводя итог
Вступление
Всем привет!
Сегодня ровно два года с момента запуска этого сайта (8 ноября 2018 г.), и я решил написать очередной пост про итоги года в мире VR, хотя, год этот еще не закончился. Вот пост от ноября 2017-го, посмотрим заодно, что из него осталось актуальным, а что нет.
На самом деле, события в мире VR развиваются так медленно, что реально можно вот так раз в год писать какой-то дайжест, и вроде как ничего не пропустишь. По крайней мере, пока.
Шлемы для мобильников и что с ними стало за год
Да всё то же, что и год назад. Bobo VR Z4, Bobo VR Z5, прочие клоны в таком роде — все это те же старые-добрые пластиковые коробки с линзами и украшательствами. Тут уже практически ничего не меняется последние пару лет. Ну а что тут еще можно придумать?
Хотя, на дням наткнулся на новые Фиты (которые 5F), так они наконец-то додумались делать еще и вентилятор в шлеме сразу, хоть какое-то развитие. Поискать можно на Али.
Про DayDream
Сколько было хайпа, и что с ним сейчас? На самом деле, я не знаю, но в профильной теме на 4PDA, где он активно обсуждался — всё заглохло. Хотя, я подозреваю, что большая часть экспериментаторов просто ушли на ПК-шлемы, вроде WMR или автономки вроде Oculus Go, и им просто стал неинтересен мобильный VR. Как и мне сейчас, по большей части.
Кстати, в той же теме можно узнавать и про новые модели очков для телефона, я ее постоянно отслеживаю. Но, проблема как раз в том, что новых прямо вау моделей за это время я там так и не увидел.
Мобильники с экранами 18 к 9 и VR
Так как таких смартфонов становится всё больше, я написал про это отдельную заметку, там есть некоторые особенности. Так что, если у вас такой телефон — почитайте.
Шествие WMR-шлемов в Steam
Когда в конце 2017-го года я писал прошлый обзор, я очень сомневался в успехе этой затеи Майкрософта и думал, что у них выйдет очередной Windows-фон. Но, как ни странно, всё получилось. Ну, или пытается получаться. А суть успеха проста — сделать полноценные VR шлемы с контроллерами за двести баксов, что дешевле того же Oculus Rift CV1 а два раза… ну и народ начал покупать. Кстати, WMR-щиков уже много и в нашем телеграм-чате.
Посмотрим статистику в Steam по VR шлемам, с апреля по октябрь:
Более подробно про WMR шлемы я рассказываю в своей классификации VR шлемов, почитайте, там вобще много интересного. А еще можете почитать тему на 4пда.
Oculus Quest
В октябре 2018-го Oculus представили общественности свой новый полноценный автономный шлем Oculus Quest. С двумя контроллерами и шестью степенями свободы, как у шлема, так и у контроллеров. Для него не нужен ПК, заявленный ценник — 400 баксов (там, у них).
Позиционное отслеживание будет происходить на подобие WMR шлемов, за счет камер, встроенных в сам шлем, только они там инфракрасные, как я понял. Выход запланирован на весну 2019-го.
Подробности по начинке и прочему можно почитать, например, на Хабре.
Кому он подойдет? Тем, у кого нет нормального игрового ПК. Но, не стоит питать иллюзий насчет игр в нем, мобильная графика она и есть мобильная графика. Какой-нить БитСайбер или СуперХот туда, конечно, портируют, а вот Скайримов-Фалаутов я бы там не ожидал. Хотя, всегда остается надежда на стрим с ПК… Зато — ни проводов, ни сенсоров, как в Oculus Rift CV1 — красота!
Oculus Go и прочие автономные VR шлемы
А их у нас сейчас по сути три (не считая Квеста, который еще не вышел в продажу). И снова — подробнее я описывал их в своей Классификации.
Oculus Go
Стартовал в мае 2017-го, вполне себе продается, многие купили его с Амазона по двести баксов, вот тема на 4PDA. Нормально подходит для фильмов, панорамных видео и прочего контента в таком роде. За счет контроллера доступны так же простые мобильные игры из магазина Oculus. Можно подключить геймпад, ну и народ пытается стримить что-то с ПК через RiftCat (и еще какие-то приблуды, о которых я даже не слышал), но, как я понял, выходит пока не очень.
Vive Focus
…Оказался на данный момент дорогой бессмысленной хренью, пока что без контента. Обзор можно посмотреть на Ютюбе у Терки-и-Телеги.
Lenovo Mirage Solo
… я не видел ни одного живого владельца этой штуки, что как бы намекает…
В итоге, можно сказать, что из всех автономок более менее «взлетел» Oculus Go, по крайней мере, в РФ.
Одна беда — с выходом «Квеста» он теряет смысл. Мало кто будет покупать автономный шлем для фильмов и еще один автономный шлем для игр, когда в последнем фильмы тоже можно смотреть, а характеристики экранов там вроде как одинаковые. С другой стороны, он может подешеветь + те, кто захочет обновиться на Квест — а их будет много, я уверен — начнут скидывать свои «гошки» на вторичке. А значит, те, кому шлем нужен только для фильмов — смогут купить их себе задешево. Посмотрим, весна близко.
Топовые VR шлемы на конец 2018-го
Vive Pro
В котором по сути, из важного, улучшено только разрешение экрана. И ценник около 70 к рублей. Ладно, уже 60 к… ссылка на Яндекс-Маркет.
разрешение дисплея 2880×1600 (1440×1600 для каждого глаза)
Обзор на ютюбе + ответы на вопросы.
Samsung Odyssey+: топ среди WMR
Он вышел совсем недавно. На самом деле, это тот же Одиссей, там даже разрешение такое же. Но, добавлена некая фишка для скрытия пикселей. Что-то подобное делали в Oculus Rift CV1. Купить в США уже можно за 500 баксов.
Обзор от ТиТ VR:
А что же Oculus?
А Oculus пока молчит. «Квест» они показали, но про шлемы для ПК ничего не сказали. Разве что Цукерберг намекнул, что это последний их VR шлем «первого поколения». Дальше только слухи. От Oculus Rift S — где будет увеличено разрешение и применен принцип отслеживания, как в WMR, за счет встроенных в шлем камер, до версии Half Done, в которой экраны смогут сами регулировать резкость за счет автоматического изменения фокуса прямо в шлеме.
Вобщем, поживем — увидим. Так или иначе, уже сейчас Oculus выглядит в роли догоняющих, если брать шлемы именно для ПК.
Pimax 8K — самый ожидаемый долгострой среди VR-шлемов
По крайней мере, на сегодня. Те, кто вложились на Кикстартере, ждут-недождутся, когда же он уже выйдет, чтобы его опробовать. А хейтеры — чтоб порадоваться, что китайцы опять выпустили хрень.
Как раз в ноябре 2017-го стартовала тема на 4PDA, и знаете что — недавно наконец-то им начали рассылать эти шлемы! Пока только бекерам с Кикстартера и обзорщикам, но уже доступен и предзаказ на официальном сайте:
Если кратко: двести градусов обзора не вышло, точнее, можно, но не вытянет железо + сильные искажения по бокам. Но, даже FOV в 150 градусов, по утверждению тех, кто пробовал — это очень круто. Мол, после этого уже не хочется одевать обычные окулусы-вайвы-одиссеи.
При этом народ всё еще видит пиксели (даже в версии 8к), говорит о блеклых цветах и так далее. Подробнее читайте тему, там сейчас идет очень активное обсуждение. Но, пока никто из здешних завсегдатаев шлем по факту не получил, и все обсуждают западные обзоры.
Беспроводные модули для VR шлемов
Наконец-то и ПК-шлемы начинают отвязываться от проводов. Правда, стоит это весьма недешево.
TP Cast
Официальный сайт проекта, есть для Oculus Rift CV1 и Вайва. Стоит как самолет 300 баксов для Vive и 319 — для Oculus Rift CV1. Суть проста — в ПК в материнскую плату устанавливается специальная схема, которая по вайфаю (точнее, там какой-то свой стандарт), передает картинку в «адаптер» который крепятся на сам шлем:
Обзор можно глянуть на Ютюбе.
Собственная разработка от Vive
Подобная штука, обзор так же смотрите на Тубе.
Magic Leap — хайп и динозавры
Еще один амбициозный проект, где разработчики обещали прорыв, революцию и вот это всё, собрали бабла и что-то делали. И они наконец-то показали, что:
По сути, это гарнитура дополненной реальности (когда картинка накладывается на окружающее пространство), которая должна потеснить Hololens и вобще сделать нашу жизнь лучше. Однако, если верить обзорам, то, кроме стреляния по динозаврам и просмотра браузера в АР там и делать-то нечего. Что не удивительно, учитывая, что это всё еще версия для разработчиков, которые и должны создавать контент под эту платформу.
И всё бы ничего, вот только стоит эта штука 150 000 рублей.
Основатель Oculus, Палмер Лаки и вовсе назвал новое AR-устройство
трагедией в классическом смысле этого слова, которая не стоит своих денег.
Так что, хайпануть-то хайпанули, но по факту, пока что — шляпа вышла.
Новые видеокарты от NVidia и универсальный VR-разъем VirtualLink
NVidia родили новую серию видеокарт — «двухтысячную». Стоят они как самолет (топовая 2080Ti — 97к). В практических тестах оно где-то на треть мощнее 1080Ti:
А еще там есть рейтрейсинг и много других страшных технологий)
Так же, в сообществе с другими игроками VR рынка, они предложили универсальный разъем для VR шлемов вида «Type-С» VirtualLink, который должен заменить нынешнюю пару USB + HDMI в новых поколениях шлемов при подключении к ПК. Правда, пока что нет VR-шлемов, которые бы могли его использовать, зато он уже есть в этих новых картах (см. спецификацию).
Контент
Вот реально, если спросить меня, что вышло из вау-игр за год, кроме Скайрима (а он вышел еще в апреле на ПК) я ничего не вспомню. А, Хелблейд еще.
В любом случае, новые игры появляются, и, если мне попадается что-то годное, я заношу это в свои подборки. Так что, рекомендую с ними ознакомиться, вдруг вы что-то пропустили:
- первая подборка — еще на телефон стримил;
- вторая подборка — уже игры с контроллерами;
- третья подборка, которую я закончил совсем недавно;
- четвертая подборка — которую я сейчас понемногу заполняю…
- пятая подобрка — начал в 2020-м году…
А так же (оно может пересекаться с первыми четырьмя подборками):
- подборка полноценных игр для геймпада;
- бесплатные игры для VR контроллеров;
- и хайповые игры, о которых все говорят, но я их еще не купил;
- а так же — 10 VR игр, которые обязательно надо показать гостям.
Подводя итог
Как видим, VR медленно, но верно движется вперед и дохнуть пока не собирается (вроде бы). Шлемы всё доступнее, контента всё больше, и с каждым годом следить за темой всё интереснее.
Напоминаю про наш VR-чат в Телеграм, с вами был @pavel419, пока!