Содержание статьи (кликабельно)
В июле 2019 года я перешел на Oculus Rift S. Обзор и сравнение с CV1 можно почитать в моем новом обзоре.
Так же, прежде чем покупать подобные штуки, протестируйте свой комп на совместимость c VR!
В данный момент набор, описанный в статье успешно продан, а на чем я сижу, можно узнать тут.
Прошло два месяца с того момента, как я купил себе этот VR-комплект, думаю, настало время написать отзыв про эту штуку. Сравнивать его я буду с ДК2+гидры, о которых писал ранее тут же. Особенно интересен там момент про то, как я изначально сравнивал DK2 и CV1, не имея последнего. Про это тоже поговорим. Поехали!
С чего я вообще решил обновиться?
В самом деле, я неоднократно писал, что связка DK2 + гидры дает нам почти всё, что есть сегодня в VR — компьютерный трекинг, позиционное отслеживание, работу во всех современных VR-играх + руки. Само собой, это если не брать глюки совместимости, про которые я так же писал, вроде того, где гидры не видятся игрой или не совсем корректно работают. Что же изменилось?
Так получилось, что в конце декабря 2017-го мне удалось посетить местный VR-клуб «Трон«, который у нас в Брянске работает уже больше года.
Фишка в том, что из «больших» шлемов до этого времени я видел только DK2 и Pimax 4K, и конечно, мне было очень интересно, за что же хотят столько денег разработчики, и так ли круче эти новые шлемы, которые сегодня в тренде. Может быть, действительно имеет смысл подумать об обновлении и DK2 — это уже палеозой, который не актуален вовсе? Сходил и посмотрел.
Про Vive
Первое, что я попробовал в клубе — это Vive. Запустили «Аризону», одел шлем, взял контроллеры — стремные, большие и неудобные. Хотя, ясно, что можно привыкнуть. Сетка видна, как мне показалось, на уровне DK2, чему я был сильно удивлен. И за это народ отдавал 60к? Я не был впечатлен…
Про PS VR
Его так же попробовал. Про сетку не скажу, ибо запустили Бетмена, где темно, и нифига не видно. Но сразу не понравилась сама посадка шлема, эта непонятная неудобная резинка + старые добрые мувы, которые используются в качестве контроллеров. Не скажу, что они дрожат, но, во-первых, они неудобные, во-вторых, тут нет стиков, как на них ходить локомоушен, я не знаю. Не говоря о том, что для PS VR нужна еще и ps4, которой у меня так же нет.
Про Oculus CV1
Посмотрел я и на новый Oculus с тачами. Запустили «Robo Recall», шлем показался тугим, но его можно регулировать. Взял в руки тачи — вот оно, счастье! Мелкие, удобные контроллеры, интуитивно понятные, а не монтры от Vive. Сетка показалась значительно меньше, чем у того же Vive, хотя, разрешение у них одинаковое. Как так выходит — не знаю, но факт. С картинкой и отслеживанием всё так же замечательно.
Про себя решил, если и стоит обновляться, то только на Oculus… надо сказать, что он меня действительно впечатлил)
Где и за сколько купил
Как ни странно, на Avito. В тот же день пришел домой и начал искать объявления. Мне повезло, я нашел почти новый вариант с тачами за 25к. Само собой, делать предоплату на такие деньги стремно. К счастью, продавец находился в Самаре и мне помог с проверкой товарищ с форума, который живет неподалеку. Само собой, накинул ему пару штук на бензин и проверку + доставку этой бандуры до меня, а там не мелкий такой чемоданчик. Доставка СДЕКом из Самары в Брянск буквально за пару дней:
Я знаю, что народ их с Амазона заказывает, тогда это было 450 баксов с доставкой, но — я не хотел ждать месяц + там же в теме пишут про возможные проблемы с таможней. Мой комплект оказался практически новым, там даже наклейки заводские до сих пор не отодраны. Вся система оказалась рабочей, без глюков в наушниках или проводах и без зеленящих экранов, про которые иногда пишут на 4PDA.
Первые впечатления и настройка
С самого начала были большие сомнения в том, что CV1 у меня заведется, как надо. Во-первых, достаточно старое железо, даже несмотря на последние обновления, во-вторых, ни одного юсб 3.0, которые вроде как необходимы для работы шлема. По факту оказалось, что всё ок, шлем подцепился, сразу определился виндой и окулус-хомом, что меня удивило.
Более того, если на DK2 у меня не определялся сенсор в хоме, но по факту работал, то тут увиделось всё, без всяких колесиков загрузки:
Потом с форума я узнал, что наоборот, Oculus Rift CV1 рекомендуют подключать через юсб 2.0 — так глюков меньше
Далее — настройка шлема и рабочей области. В итоге я отключил эту защитную сетку, потому что у меня маленькая зона — где-то два на полтора метра, и ее становится слишком часто видно в играх, что весьма раздражает.
И конечно, вау-эффект, даже просто после настройки комнаты, когда врубился звук в наушниках и всё утонуло в этой синеве, и остались только камеры, и твои руки. Я даже сначала подумал, что сетки вобще нет, но она, конечно заметна, это я понял позже.
Дальше я переиграл «Первый контакт» и уже тут понял, как круто, когда руки не привязаны к проводам и к базе и не трясутся на удалении от нее. Потом был «Robo Recall»… который я до сих пор не прошел, потому что там «ну дебильное же управление телепортами и поворотами»!
Про бесплатные игры
Кстати, бывший хозяин без проблем перенес те самые шесть бесплатных игр на мой акаунт, точнее — в своем акаунте он сменил мыло на мое и таким образом я получил бесплатный доступ вот к этому:
Robo Recall вполне себе годный, Lucky’s Tale я и раньше видел + он вобще-то бесплатный, странно, что он в этом списке, ну и хвалят еще Dead and Buried, но всё никак не скачаю. Остальное там что-то непонятное.
По поводу моих предыдущих сравнений с DK2 и представлений о CV1
Вернемся к той статье, где я говорил, что и с DK2 и всё хорошо, нафига переплачивать?
Актуальность
Хотя, и в DK2 я пока не встретил игр, которые бы не работали — но на форуме Окулуса сами разработчики говорят, чтобы покупали CV1. Да, я писал на 4PDA, что у меня не заработал в DK2 Хом 2.0 (который Dash), но, как потом оказалось, когда я обновил его для CV1 — там тоже не было виртуального окружения. Я даже решил, что из-за моего старого компа новый Хом мне просто не доступен, а на самом деле — эти окружения нужно было просто включить в меню. То есть, вероятнее всего, оно и на DK2 будет работать. В любом случае, CV1 будет поддерживаться дольше.
Сетка
На самом деле, разрешение в CV1 не сильно выше, чем в DK2, всего 2160*1200 против Full HD, из чего я всегда делал вывод, что разница в восприятии пискелей будет незначительной. На самом деле, разница есть, и она немалая. Я бы сравнил картинку в CV1 с тем, что видел в Пимаксе версии 2к, то есть — ее конечно, видно, но мешает она уже куда меньше. Если я в DK2 к ней привык, то в CV1 это вобще практически не мешает. Сравнение сеток в разных шлемах, спасибо Fuel:
Говорят, что такой эффект достигается за счет более удачного расположения пикселей у CV1 и какого-то фильтра, который вроде чуть мылит картинку, но при этом скрывает пиксели.
Разбирать и проверять, что там внутри — я не стал.
90 Гц и вот это всё
Мне сложно тут что-то сказать, ибо и в DK2 с его 75 Гц вполне себе комфортно. Но, стоит отметить технологию ASW у Oculus, которая работает только с CV1. Суть в том, что, когда видюха не может вытянуть честные 90 FPS, Oculus начинает вытягивать из нее 45 FPS и удваивать их самостоятельно. В подробности я не вдавался, но как-то так. Что это дает?
Например, в том же Евротреке я катался на максимальных настройках в DK2 — временами были тормоза. В новом Окулусе после перестановки игры вроде как настройки слетели и я какое-то время катался на средних походу, или около того — картинка так же дергалась, что логично, ведь CV1 должен быть требовательнее к железу. И вот, по приколу я снова выкрутил настройки на «ультра» — и офигел. Ибо — дерганья пропали и картинка стала очень реалистичной! Хотя, эффект должен был быть как раз обратном. Таким образом и работает ASW. Видюху стали насиловать не на 75 FPS, а всего на 45…
Встроенные наушники
Не ахти какая важная фича, всегда можно и свои сверху одеть, но в CV1 они оказались действительно удобными. Точнее, наушники-то обычные, а вот регулировка очень удобная. И под разным углом можно направить, и по высоте отрегулировать. Ну и сразу погружение в игру. В целом, у меня был OYO Y4, там тоже было встроенные уши и это удобно.
Собственно, тачи
Нет, тачи сами по себе, конечно, крутые и удобные, но дело даже не в этом. Дело в том, что они не привязаны к базе и к проводам и это очень круто! Это открывает доступ к динамическим играм, в которые нельзя было играть на гидрах, например, тот же настольный теннис — с гидрами нереально в него играть.
Добавим сюда всякие активные шутеры, вроде того же Серьезного Сема. Не, в него и на гидрах можно, но банально неудобно. А если взять какую-нить РавДату или Саренто VR, где тебе надо крутиться во все стороны — вот тут ты понимаешь всю прелесть и свободу беспроводных контроллеров! По сути, тачи открыли мне еще кучу игр, в которые либо я вобще не играл, либо даже не смотрел в их сторону.
Софт и совместимость с CV1
Работает всё, что я видел и пробовал. В отличие от связки дк2+гидры, где часто бывали глюки и гидры вели себя неадекватно, тут всё ок. Есть игры, где в принципе нет поддержки тачей, но это или какие-то симуляторы вроде гонок, или что-то подобное, где они и не нужны, например, многие видео-плееры не поддерживают тачи, там с геймпада надо рулить.
Провод в 4 метра длиной
Чего мне более, чем достаточно, чтоб стоять посередине комнаты и ходить в разные стороны. На DK2 там три метра, и уже сложно отойти далеко от ПК. Хотя, казалось бы, такая мелочь — просто добавьте метр провода. Только теперь я смотрю фильмы в шлеме не сидя перед компом, а сидя в удобном кресле)
Стоит ли обновляться на Oculus CV1
Если у вас что-то вроде моей связки дк2+гидры или вобще телефоны — определенно. Тот комфорт, удобство и удовольствие, которые мы получаем, стоят эти 25к.
Плюсы CV1 с тачами:
- сетка уже практически не мешает;
- совместимость со всеми современными VR-играми, в том числе, требующими контроллеры;
- минимум глюков с софтом и настройкой (хотя, если читать тот же 4пда, кому-то везет меньше);
- удобство использования;
- минимум глюков в играх — всё работает, как и задумано, а многие игры и вовсе имеют Oculus-версию с поддержкой тачей;
- свободные руки и по-настоящему удобные контроллеры, к которым сразу привыкаешь;
- устройство, которое будет поддерживаться еще несколько лет, ибо, про новые пк-шлемы в Oculus пока что молчат.
Какие претензии у меня есть к CV1? На самом деле, я бы сказал, что на текущий момент — это идеальный шлем, по крайней мере, для того состояния развития VR, в котором мы находимся. Но если всё-таки подумать…
Минусы Oculus CV1
- сетка, она всё еще заметна, ждем разрешение 4к+;
- провод, иногда он мешается — ждем беспроводных решений;
- шлем несколько греется, даже когда находится в режиме ожидания и просто подключен к ПК. Не скажу, что это плохо, но народ на форуме иногда жалуется.
- «эффект водолазной маски» — куда ж без него. Но еще нет ни одного шлема, который бы мог от него избавиться.
- не слишком удобная родная прокладка для лица, + следы на лице после игры — но опять же, это уже придирки. На Али продаются другие подкладки, как замызгается эта — надо будет заказать получше, ибо там, чтобы заменить родную — придется ее с корнем вырывать…
- ценник. Всё-таки не каждый способен выкинуть 25к+ на развлечения.
- относительно мощный комп, который будет всё это тянуть. Хотя, при текущей конфигуркции своего железа я пока вобще не думаю насчет обновления.
- двух камер может не хватать для трекинга на 360 градусов. На самом деле, народ играет и так, но у меня они стоят рядом, потому, если повернуться к ним спиной вообще, то тачи начинают теряться, но такое редко бывает. Тут — или докупить третью камеру, или просто переставить эти две, но пока итак вроде нормально в целом.
- эти две камеры для трекинга надо еще где-то расположить, не у всех может быть место;
Вроде больше ничего на ум не приходит…
Про Oculus Go и WMR-шлемы, или на что еще можно обновиться
«Гошку» я думал, может, взять под фильмы, там же экран 2к + беспроводной он. А теперь все фильмы я смотрю в CV1, причем, не думаю, что на глаз будет сильно видна разница между 2к и тем, что в CV1. Как я уже писал, тут я вижу сетку на уровне Пимакса 2к-версии… да и провод теперь длинный, с ним без проблем можно в кресле сидеть, так что Го — нафиг нужен.
WMR-шлемы интереснее, по крайней мере, ценой. Со скидками народ умудрялся заказывать по 200 баксов с контроллерами + 50 баксов за доставку. Это примерно 15к на рубли + там экраны 2к и не надо камер для трекинга. Кому-то это плюс. Но это упрощение порождает две проблемы:
- контроллеры у WMR шлемов любят дрожать, как только камеры шлема их не видят — и это многие подтверждают;
- вся система достаточно сильно зависит от освещения и плохо работает в темноте + могут быть проблемы с позиционным отслеживанием, если в комнате часто перемещаются вещи или мебель, потому что позиционка там завязана как раз на сканировании комнаты.
Эти две проблемы и есть то слабое место WMR, из-за которого я бы не стал их брать, тем более, имея на руках CV1. Но, если для вас критична эта разница в цене — лучше смотреть в сторону WMR…
Подводя итог
Доволен ли я тем, что купил Oculus CV1? Более чем!
Если раньше на DK2 с гидрами всё-таки доставали то баги в играх, то провода в гидрах, теперь всего этого нет. Просто шлем постоянно подключен к компу и находится в режиме ожидания. Надо — запустил Хом, поигрался, положил обратно. Без геморроя, без перенастроек и прочего.
Покупать что-то новое только ради более высокого разрешения — просто бессмысленно, как по мне. Ждем новых продвинутых моделей с 4к-экранам, обзором на двести градусов и беспроводных, вот тогда можно будет обновляться так же.
А в текущих реалиях VR — Oculus Rift CV1 — это топовый шлем)
На этом всё, с вами был @pavel419, следите за публикациями.